Ирина Лунина
Нарушения пищевого поведения детей в ДОУ и методы их коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребёнка с рождения зависит от многих факторов, одним из которых является полноценное питание. Важно помнить, что под понятием полноценное питание имеется ввиду не только сбалансированная по белкам, жирами и углеводам пища, но и правильная организация её приёма. Однако часто воспитатель сталкивается с проблемой капризничества ребёнка за столом или же вовсе отказа от приёма пищи в детском саде. Причины нарушения пищевого поведения могут быть разными : от психологически индивидуального восприятия тех или иных видов еды до плохого самочувствия ребёнка. И если во втором случае воспитатель отмечает изменение состояния ребёнка, его недомоганиие (что в целом, в повседневной практике не отражается на его приёме пищи, то в первом становится очевидной необходимость коррекции отношения ребёнка к процессу питания, определённым продуктам.
Темочки:
Особенность коррекции отношения ребёнка к питанию в дошкольных учреждениях заключается в невозможности её индивидуализации, поэтому подходить к данной проблеме нужно коллективно – формировать положительное отношение к еде, её приёму у всех детей сразу. В этом случае необходима работа по двум направлениям: профилактическому и психолого – педагогическому.
Профилактическая работа включает в себя прежде всего работу не с детьми, а с родителями. Необходимо объяснить родителям о важности приёма пищи по расписанию (для адекватного установления чувства голод/насыщение, о положительном влиянии совместного приёма пищи (ребёнок в таком случае берёт пример со взрослых, о недопустимости подкрепления основного питания сладким, об отрицательном влиянии принуждения доедать обильное количество пищи. Стоит попросить родителей не давать ребёнку с собой в детский сад еду даже в небольших количествах. Не лишним будет, если родители ежедневно будут спрашивать своих детей, что они кушали в садике, подкрепляя через свой интерес – интерес ребёнка.
Психолого – педагогическая работа в ДОУ всецело ложится на воспитателя и младшего воспитателя. Ни в коем случае нельзя создавать негативные эмоции у детей, которые отказываются от еды – ругать их, ставить в пример других ребят, заставлять есть. У детей (по природе чувствительных и впечатлительных) негативные эмоции насилия, страха, упрямства связываются с окружающей обстановкой и определенной едой и сохраняются в подсознании. В будущем даже чувство голода с трудом побеждает подсознательный страх, который в раннем детстве был связан с определенной едой или обстановкой. Таким образом, единственный выход заключается в создании интереса к приёму пищи и только положительных эмоций во время этого процесса. Варианты создания такой обстановки зависят от фантазии воспитателя. Вот те, которые применяю в своей практике я и которые вы могли бы дополнить своими:
1. Дети дома непосредственно наблюдают перед приёмом пищи за её приготовлением мамой/папой. В ДОУ этого процесса ребёнок не наблюдает, что может вызывать его сомнения в «правильности» (качестве) приготовленных блюд. Поэтому хорошим решениям, на мой взгляд является проведения небольших экскурсий (по 5 человек) на пищеблок с соблюдением гигиенических требований (халаты, шапочки, маски) и техники безопасности. С одной стороны ребята смогут побывать в месте, которое закрыто от них и подогреть их интерес, с другой они убедятся, что процесс приготовления пищи не отличается от такового у них дома. Данный метод следует использовать только при согласии родителей.
2. «Пробудить» аппетит у ребят, проводя игры – беседы за 20 – 30 минут перед едой. Так, например, можно передавать под музыку в кругу макет какого либо продукта (банан, апельсин, морковь). Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется макет, должен назвать своё любимое блюдо. В конце рассказать о своём любимом блюде (то, которое указано в меню сегодня) и предложить покушать именно его. Можно предложить ребятам нарисовать на бумаге своё любимое блюдо. Хорошей идеей будет вырезать из бумаги и раскрасить ингредиенты какого либо блюда (например, свекла, картошка, лук, мясо – борщ, сложить их в ёмкость, чтобы получтлось подаваемое блюдо.
3. Подвести к необходимости приёма пищи. Рассказать ребятам, что растения и животные (и, например, даже игрушки) растут только тогда, когда они покушают. Предложить детям поучаствовать в кормлении – например, ребята могут полить цветы, положить в кормушку корм для птиц, покормить в игровой форме кукол (например, матрёшку, которая бы со временем увеличивалась).
4. Заинтересовать ребят с помощью сказок (найденных в источниках литературы или придуманных собственно) в приёме пищи. С детьми постарше можно попробовать сочинить сказку коллективно или даже показать её в кукольном театре, предварительно подготовившись. Сказки желательно должны быть не с негативным оттенком (проучающие «малоежек», а, наоборот, с подбадривающим, эмоционально располагающим оттенком.
5. Ну и наконец, сам процесс приёма пищи можно сделать приближенным к игровой форме (как в фильме «Джентльмены удачи»). Например, предложить отправится ребятам на другую планету (приключений, снов, прогулок, но предварительно маленьким космонавтам следует хорошо подкрепиться (или, например, отправится спасать мир от злодеев, став супергероями и т. д.). При этом неплохо было бы подавать собственный пример детям во время приёма пищи и активно включаться в игровую деятельность после приёма, т. е. быть капитаном.
После приёма пищи абсолютно всех ребят следует похвалить, даже тех, кто не доел. В случаях, если ребёнок совсем не проявлял интереса к пищи, после процесса её приёма следует индивидуально спросить почему он не кушал, что его беспокоит, пытаясь исправить ситуацию (если речь идёт именно о психологических аспектах) в следующий раз через коллективную работу. Надеюсь, что используя свои (и предложенные мои) методы коррекции отношения детей к приёму пищи, у нас получится сформировать у ребёнка правильный подход к еде в ДОУ.