Приложение МААМ

Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей

Татьяна Гаврилова
Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение семейного воспитания – причина нарушения поведения детей.

Консультация для родителей

В семьях часто встречаются различные нарушения воспитательного процесса. В медицинской, психологической и педагогической литературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Эти нарушения связаны как с индивидуально-психологическими особенностями родителей, так и наличием определенных личных проблем, решаемых за счет ребенка.

Публикация «Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей» размещена в разделах

Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, внимания и времени уделяют родители своим детям (уровень протекции). Выделяют два уровня протекции:

1. Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.

2. Гипопротекция – случаи крайне заниженного уровня протекции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него «руки не доходит», родителям «не до него». Ребенок просто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Второе основание определения нарушений – степень удовлетворенности потребностей подростка. Здесь возможны два типа отклонения:

1. Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.

2. Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, - количество требований к подростку в семье.

Требования – это и обязанности подростка - те задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи, и требования-запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований :

1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Особенно важны два случая: в первом – на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень нагружен, но не видят в этом чрезмерности и уверены в пользе.

В другом случае - от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.

2. Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.

3. Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку «все нельзя. Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоя-тельность.

4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправ-ленного воспитания.

Одна из классификаций типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы воспитания :

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

2. Доминирующая гиперпротекция. Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

3. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».

4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

5. Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

- расширении сферы родительских чувств;

- предпочтении в подростке детских качеств;

- воспитательной неуверенности родителя;

- фобии утраты ребенка;

- неразвитости родительских чувств;

- сдвиге установки родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;

- проекции на ребенка собственных нежелательных качеств;

- вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания.

Подобные отношения родителей вызывают повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.

Таким образом, правильно выбранный стиль семейного воспитания способствует формированию гармонично развитой личности. И наоборот, ошибки в выборе стиля семейного воспитания способствуют нарушению личностного развития ребенка, формированию комплекса неполноценности и другим отягчающим последствиям.

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Особенности семейного воспитания» Консультативная и просветительская работа (проведение тренингов, бесед, консультаций, а так же составление и оформление визуальных памяток,.

Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания «Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания» Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на собрании.

Консультация для родителей «Ошибки семейного воспитания» "Ошибки семейного воспитания" (консультация для родителей) 1. Ошибка 1. Физическое насилие 2. Ошибка 2. Чрезмерная холодность 3. Ошибка.

Консультация для родителей «Секреты семейного воспитания» Консультация для родителей «Секреты семейного воспитания» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Миловидова Г. Н.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Консультация.

Мастер-класс по песочной терапии для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи и нарушение слуха Мастер-класс «Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (ОНР, заикание) и нарушение.

Рекомендации педагогам по эффективному взаимодействию с детьми, имеющими нарушения поведения Поведение ребенка обусловлено его личностью, но поведение взрослых может повлиять на поведение детей. Внимание воспитателя соответственно.

Родительский клуб «Стили семейного воспитания» Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Дать возможность родителям.

Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей "ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Исполнитель:.

Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания Выступление перед родителями Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания Одним из приоритетных направлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей
Опубликовано: 25 июня 2019 в 00:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гаврилова (УИ 1076148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД