Лучший педагог года

Памятка для родителей «Особенности семейного воспитания»

Ася Кузьмина
Памятка для родителей «Особенности семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультативная и просветительская работа (проведение тренингов, бесед, консультаций, а так же составление и оформление визуальных памяток, брошюр, буклетов) помогла мне сформировать определенную позицию, основанную на практическом опыте. С моими авторскими размышлениями о влиянии семейного воспитания, детско-родительских отношений, динамики взаимодействия взрослого с ребенком в разные возрастные периоды можно ознакомиться как в публикациях, так и во время проведения родительских собраний, групповых встреч, психологических лекториев. Так же радует тот факт, что неотъемлемой частью жизни современного психолога является участие в разнообразных конференциях и форумах, семинарах-практикумах. Этой весной я, как докладчик, была приглашена на семинар-практикум «Что делать если ребенок в истерике или почему истерикой дети наказывают родителей», организованного детским учебно-коррекционным развивающим центром «Clever Kids».

Публикация «Памятка для родителей „Особенности семейного воспитания“» размещена в разделах

Лично для меня участие в подобных мероприятиях не является формальным и рутинным. Это возможность не только популяризировать информацию, выразить свою точку зрения на ряд современных проблем и обозначить возможные пути из разрешения, но и пообщаться с теми людьми, которые заинтересованы в получении психологических знаний и техник. Мое положение психолога и психотерапевта, исследователя психологических феноменов дает мне преимущества: я надеюсь, что мои мысли откликнуться в других людях, мой опыт принесет пользу педагогам, психологам, родителям (и детям).

При подготовке к семинару-практикуму мне хотелось не просто пояснить ключевые моменты взаимодействия взрослых и ребенка в повседневной жизни, а сделать акцент на влиянии ежедневных рутин и стратегий поведения взрослых на гармоничное развитие, формирование психических функций и ролевых моделей у детей. В итоге я составила «памятку для взрослых», участвующих в семейном воспитании.

Памятка для взрослых:

Пункт первый. Процесс воспитания ребенка всегда предполагает наличие определенных психолого-педагогических знаний у родителей. К сожалению, в некоторых случаях сама семья может являться источником неблагоприятных, дискомфортных состояний ребенка. Например, несовпадение темпераментов; несовпадение потребностей и желаний (как текущих, так и в длительной перспективе); использование моделей поведения, стратегий и методов поощрения/наказания, которые были эффективны в предыдущие периоды жизни ребенка (но в данном периоде они неактуальны и неэффективны, и поэтому «не работают»).

Если в семейном воспитании наступает период, когда у родителей больше вопросов, чем ответов, значит пришло время пересмотреть свои взгляды и опыт, научиться новым эффективным стратегиям и методам. Потребности ребенка постоянно меняется (т. к. ребенок развивается), следовательно, способ взаимодействия с ним должен то же изменяться на каждом последующем уровне развития. И поэтому процесс поиска ответов - один из самых важных и сложных аспектов родительства. Обязательно обращайтесь за поддержкой и помощью – к специалистам, работающим с ребенком; к специалистам по охране психического здоровья; к тем, кого вы считаете экспертами в сфере родительства; а также и к другим людям, которым вы доверяете. Речь о том, чтобы воспитывая, расти вместе «качественно» - получая и применяя новые знания и опыт с пользой для себя и для ребенка.

Пункт второй. Процесс воспитания ребенка зависит от ожиданий родителей и их возможностей по принятию ребенка. Принять ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким хотели бы его видеть родители – очень сложный в психологическом плане процесс. У каждого родителя есть «образ своего ребенка» - это нормально и естественно. Но важно осознать и разграничить фантазийный образ и реальность. Есть субъективные представления «о ребенке», на которые влияет личная история, мечты, фантазии о будущем и о себе, как о хорошем родителе и есть реальный, живой ребенок. И если родительский «образ ребенка» вдруг «разрушает» живой и настоящий ребенок, то часто взрослые это расхождение воспринимают как «недостаток» (ребенка), который необходимо просто исправить. И исправляют: заставляют, поощряют, запрещают, приближают и приближают ребенка к своему образу. Но когда в одностороннем порядке родители (и педагоги) внедряются в мир ребенка со своими стереотипами, установками, убеждениями, навязывая ему только нечто свое, тем самым они говорят ему о том, что - его мир не интересный (а сам ребенок - не такой, т. е. не правильный, не ценный). Иногда родителям стоит задуматься – что они хотят исправить? Возможно, черты реального ребенка, которые не совпадают с идеальными представлениями («действительно ли с моим ребенком что то не так? или он не очень похож на того, кого бы я хотела видеть?»). Поэтому, на мой взгляд, лучше понять своего ребенка и действовать на его стороне, чем «исправить» и «вылечить».

Пункт третий. Родители являются ролевыми моделями для своих детей. Процесс воспитания ребенка включает в себя обучение социальным навыкам, приобретение практики в повседневных ситуациях, которые осуществляется не по выученным правилам (не через нотации и морализирования), а через подражание поведению. И первостепенная задача родителей - на своем примере при ежедневных взаимодействиях с социумом показать стиль жизни семьи. Всем нам известна фраза, что «слова и поступки родителей - пример для ребенка». Но важно понять суть этой фразы. Ребенок ежедневно, в различных бытовых ситуациях наблюдает поведение родителей. Поддерживаете ли вы друг друга в сложных ситуациях? Как справляетесь со стрессом? Часто ли в вашей семье гостит радость? Как предпочитаете проводить досуг? Какие качества цените в друзьях? Эти и другие вопросы в подобном ключе помогут понять, соответствуют ли ваши поступки, которые ежедневно видит ребенок, тому образу родительства, о котором вы думаете и говорите?

Подведу небольшой итог. Родители часто недооценивают свое влияние на детей. Воспитание – это всегда двусторонний процесс, который накладывает и на родителей определенные требования. Например, соответствие образцам культуры поведения, здорового образа жизни (т. к. дети копируют не только положительные, но и отрицательные ментальные и поведенческие модели родителей). Так же важно еще раз акцентировать внимание на том, что в ситуации воспитания важно не воздействие, а взаимодействие. Если процесс воспитания приносит больше негативные эмоции и результаты, то взрослому важно понять причину. Например, перед ребенком стоят нереалистичные задачи? Или ему (или вам) не хватает опыта? Он не знает альтернатив поведению? Именно такое, вдумчивое, осознанное взаимодействие дает больше возможностей для сотрудничества взрослого и ребенка. И если в семье есть ценность отношений, то это огромный ресурс, который поддерживает и ребенка, и взрослого.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ошибки семейного воспитания» "Ошибки семейного воспитания" (консультация для родителей) 1. Ошибка 1. Физическое насилие 2. Ошибка 2. Чрезмерная холодность 3. Ошибка.

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания» Уважаемые родители, воспитывая детей, необходимо учитывать следующие особенности, о которых пойдёт речь в этой статье «Стили семейного воспитания».

Памятка для родителей «Особенности развития детей 3–4 лет» Родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям! Мы всегда рады Вам помочь! Младший возраст – важный период.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Ведущая потребность – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция —.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Когда ребенок маленький он как губка начинает впитывать в себя всю информацию. В наших силах сделать, чтобы малыш впитал в себя как можно.

«Возрастные особенности детей 5–6 лет». Памятка для родителей Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Ведущая потребность — общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра Ведущая функция — воображение. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:.

Семинар-практикум для родителей «Стили и ошибки семейного воспитания» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для родителей «Особенности семейного воспитания»
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 16:05
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для родителей «Особенности семейного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Ася Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД