Наталья Кузнецова
Нарушение письма и его профилактика у интеллектуально сохранных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.
Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идет речь, когда имеют в виду патологию.
Публикация «Нарушение письма и его профилактика у интеллектуально сохранных детей» размещена в разделах
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.
патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия – полная неспособность к усвоению письма и дисграфия – специфическое нарушение письма.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждении этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.
Несформированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи. (Р. Е. Левина, И. К. Колповская, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова).
Даже там, где нет сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывания в устной речи.
В письменных работах детей с аграмматической формой дисграфией чаще всего встречается неправильное написание безударной гласной в корне слова, даже тогда, когда правило правописания безударных гласных уже изучено. Это вызвано ограниченным словарным запасом детей, недостаточным пониманием семантики слова, нечеткими звуковыми представлениями о слове, что затрудняет подбор необходимых для проверки слов. При дисграфии (аграмматической) распространены следующие типы ошибок на письме :
- неправильное употребление падежных окончаний (ошибки бывают даже в простых падежных формах)
- замены формы ед. ч. имен сущ. формой мн. ч. и наоборот
- ошибки согласования имен сущ. с именами прилагательными в роде, числе и падеже
- ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях
- пропуски и замены предлогов