Валентина Шуваева
Программа для интеллектуально-одаренных детей «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность…. 2-3
2. Цель, задачи…3-4
3. Научные, методологические и методические основания программы. …4
4. Обоснование необходимости реализации программы…4-5
5. Структура и содержание программы…. 5-10
6. Учебно-тематический план занятий…. 10-12
7. Используемые методики и технологии, инструментарий…. 12-15
8. Список литературы….15-16
9. Способы, обеспечивающие гарантию прав участников
программы…16-17
10. Сферы ответственности участников программы…17-18
Публикация «Программа для интеллектуально-одаренных детей „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
11. Ресурсы, необходимые для реализации программы…. 18
12. Сроки и этапы реализации программы…. 18
13. Планируемый результат…18
14. Система организации внутреннего контроля…. 19
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов…. 19
16. Приложение. Конспект занятия. 19-24
Пояснительная записка.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества. Проблема развития детской одаренности решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти. Создана и реализуется федеральная целевая программа «Дети России».
В послании президента «Наша Новая школа» также неоднозначно указано на необходимость качественного изменения образовательных условий, в том числе и для одаренных детей России, т. к. интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются одним из решающих факторов экономического развития в условиях современного производства.
На уровне нашего МБДОУ актуальность развития интеллектуально-одаренных детей носит характер социального заказа со стороны родителей и школьных учителей.
Данная программа носит развивающий характер, так как направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-7 лет.
Участниками программы являются дети 6-7 лет, их родители и педагоги.
Цель: Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие интеллектуально -одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей; организация воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное развитие интеллектуально- одаренных детей, совершенствование их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития интеллектуальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать все виды мышления.
3. Развивать все виды памяти.
4. Развивать внимание, восприятие, воображение.
5. Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование; умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий; умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Укреплять интерес к занятиям, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
7. Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
8. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в направлении развития способностей детей.
Научные, методологические, методические обоснования программы.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора (построение новых учебных программ в области дифференцированного обучения).
Отечественная психологическая школа:
– С. Л. Рубинштейн; Б. М. Теплов: ведущим является деятельностный подход, при котором одаренность оценивается по результатам – успех в какой-либо деятельности.
– И. Я. Лернер – одаренность бывает интеллектуальная и творческая;
– А. М. Матюшкин – творческий потенциал заложен в каждом ребенке и развивается по мере его взросления. Выделил признаки одаренности: познавательная мотивация, исследовательская активность, достижение нестандартных решений, возможность прогнозирования.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.
Вопросами развития детской одаренности занимались так же Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, А. И. Савенков.
Обоснование необходимости реализации программы.
Данную программу необходимо реализовать для того, чтобы повысить общий уровень познавательного развития детей (всех психических процессов,развить элементы творческого мышления, создать устойчивую познавательную мотивацию в перспективе перехода в школу, способствовать развитию познавательных интересов у детей, проводить профилактику возможной школьной дезадаптации, негативных личностных проявлений, помочь интеллектуально одаренным детям реализовать свой потенциал.
Структура и содержание программы.
Развивающая программа состоит из трех блоков: диагностического, практического и рефлексивного. Первый блок включает использование различных диагностических методик для определения уровня развития познавательных процессов у детей, для отбора интеллектуально-одаренных; а также диагностику творческого мышления.
Диагностический блок также предусматривает анализ информации по данной проблеме, определение принципов, условий реализации, а также содержания психолог-педагогического воздействия.
На этом этапе решаются следующие задачи: разработка содержания развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 6-7 лет в целом и выбор отдельных технологий, определение структуры, содержания взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного пространства, влияющих на развитие познавательной сферы детей.
Содержание работы.
1. Диагностический этап.
Работа с детьми:
а) отбор детей по результатам экспресс-диагностики Павловой Н. Н и Руденко Л. Г. с уровнем развития выше среднего;
б) индивидуальное тестирование выбранных детей по модифицированному тесту Гилфорда («Использование предметов», «Заключения», «Слова», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Дорисовывание фигур»).
в) методика «Интеллектуальный портрет А. И. Савенкова
Работа с педагогами: а) консультация для воспитателей на тему «Понятие интеллектуальной одарённости, её признаки и виды»;
б) Ознакомление педагогов с методиками по выявлению признаков одаренности и рекомендации для работы с интеллектуально-одаренными детьми.
Работа с родителями: анкетирование по выявлению одаренности для родителей.
Практический блок представляет собой развивающие занятия, включающие игры, игровые задания и упражнения направленные на развитие всех познавательных процессов, творческого мышления, графомоторных навыков,качеств мышления, личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Они помогают стимулировать наиболее интенсивное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
На этом этапе происходит также повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей и родителей, т. к. предполагает тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Содержание работы.
1. Практический этап.
Работа с детьми: организация системы развивающих занятий для интеллектуально-одаренных детей.
Форма организации: подгруппы по 7-9 человек;
Длительность: 2 раза в неделю по 25-30 минут;
Основные знания, умения и навыки, формируемые на занятиях:
Развитие наглядно-образного мышления (анализ зрительного образа, узнавать объект по описанию, находить общее и различающее, составлять сюжетный рассказ, решать задачи на сравнение, располагать предметы по возрастанию или убыванию, уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы).
Развитие наглядно-действенного мышления (умение воспроизвести наглядный образец, обвести точно по контуру, проходить «лабиринты»)
Развитие логического мышления (умение устанавливать причинные связи между событиями, умение словами обозначать существенные признаки предмета, умение систематизировать, классифицировать, анализировать и обобщать, решать логические задачи).
Развитие элементов эвристического мышления (умение анализировать проблемную ситуацию, умение разрешать противоречия, умение оценивать и принимать альтернативные стратегии).
Развитие творческого мышления (развивать способности к обнаружению и постановке проблем, продуцированию разнообразных идей, нестандартные ответы, усовершенствовать объекты).
Развитие ориентации в пространстве, времени, на листе бумаги.
Развитие всех видов памяти (зрительная, слуховая, словесно-логическая, воображения.
Формирование графомоторных навыков.
Формирование навыков звуко-буквенного анализа.
Развитие произвольности поведения (самооценка, внутренний план действий, самоконтроль).
Развитие коммуникативных навыков.
Работа с педагогами.
Семинар-практикум «Какие они-одаренные дети?»
Деловая игра для педагогов «Детская одаренность»
Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения для одаренных детей.
Разработка портфолио одаренных детей.
Лекция «Каким должен быть педагог, работающий с одаренными детьми»
Рекомендации по самообразованию, индивидуальные консультации.
Работа с родителями.
Родительское собрание для интеллектуально-одаренных детей «Ваш ребенок-вундеркинд» (ознакомление родителей с проблемой и понятием интеллектуальной одаренности, формирование понимания значимости своевременного выявления и развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности).
Круглый стол для родителей «Растим талант» (Информирование родителей об имеющихся возможностях выявления и развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности, ознакомление с результатами диагностики, знакомство с программами развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности).
Беседа «Знать и понимать ребенка» (нацеливание родителей на эмоциональную поддержку интеллектуально одаренных детей, оказание им посильной помощи).
Информационный клуб для родителей «Учимся вместе» (индивидуальное консультирование родителей при возникновении личных проблем у детей с предпосылками интеллектуальной одаренности)
«Почтовый ящик» (размещение информации по запросам родителей в папках-передвижках).
Консультации и рекомендации для родителей «Шаги к успеху» (консультирование родителей и разработка рекомендаций по воспитанию и развитию детей с предпосылками интеллектуальной одаренности).
Рефлексивный этап.
Работа с детьми.
Повторная диагностика, отслеживание динамики интеллектуального и личностного развития.
Организация и проведение в МБДОУ интеллектуальной викторины «Умники и умницы».
Участие команды детей в городской интеллектуальной мини-олимпиаде.
Работа с педагогами.
Участие в методическом объединении города по проблематике развития одаренных детей (обмен опытом работы).
Подведение итогов работы за год на заключительном педсовете.
Работа с родителями.
Привлечение родителей к активному участию в подготовке и проведении внутри садовских и городских мероприятий.
Ознакомление с результатами итоговой диагностики, рекомендации по дальнейшей работе с детьми (индивидуальные и групповые).
Учебно-тематический план.
№ п/п Название раздела Тема занятия Кол-во часов
1 Развитие наглядно-
Образного мышления Узнавание предметов
по описанию 30 мин.
2 Составление сюжетных рассказов 1
3 Сравнение объектов 1
4 Использование наглядных моделей
(схемы, планы, чертежи) 1
5 Развитие наглядно-
Действенного мышления Складывание разрезных картинок 1
6 Игры с палочками
7 Лабиринты 1
9 Развитие логического мышления Установление причинно-следственных
связей 1
10 Развитие операции анализа 1
11 Развитие операции синтеза 1
12 Развитие операции классификации 1
13 Развитие операции обобщения 1
14 Развитие операции сравнения 1
15 Решение логических задач 1
16 Развитие вербально-смыслового мышления 1
17 Развитие эвристического мышления Анализ проблемной ситуации 30 мин
18 Поиск альтернативных стратегий 30 мин
19 Разрешение противоречий 30 мин
20 Развитие творческого мышления Продуцирование идей 30 мин
21 Усовершенствование объектов 30 мин
22 Развитие памяти Развитие зрительной памяти 1
23 Развитие слуховой памяти 1
24 Развитие логической памяти 1
25 Развитие внимания Развитие объема внимания 1
26 Развитие устойчивости внимания 1
27 Развитие переключения и распределения внимания 1
28 Развитие произвольности внимания 1
29 Развитие ориентации Ориентация во времени 1
30 Ориентация в пространстве 1
31 Ориентация на листе бумаги 1
32 Развитие гграфомоторных навыков Прописи 30 мин
33 Графические диктанты 30 мин
34 Развитие звуко-буквенного анализа Звуко-буквенный анализ 1
Используемые методики и технологии,
психологический и психолого-педагогический
инструментарий.
Н. Н Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду».
Тест Гилфорда («Использование предметов», «Заключения», «Слова», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Дорисовывание фигур»).
Методика «Интеллектуальный портрет А. И. Савенкова.
Технология личностно-ориентированного подхода (учет индивидуальных и возрастных особенностей детей).
Технология развивающего обучения.
Здоровьесберегающая технология (система мер по охране и укреплению здоровья- использование на занятиях физкультминуток, элементов релаксации).
Информационно-компьютерные технологии.
Игровые технологии.
Развитие наглядно-образного мышления: игры «Узнай по описанию», «Отгадай, что за предмет?», «Картинки-загадки», «Придумай загадку», «Отгадай предмет по его частям», «Черный ящик», составление рассказов по сюжетным картинкам, «На что похоже?», «Давай сравним», «Найди предмет не похожий на другие», «Найди два одинаковых предмета», «Что изменилось?», «Найди по схеме», «Волшебные очки» (называние предмета по предложенным свойствам, «Составь фигуру», «Светофор», «Путешествие животных».
Развитие наглядно-действенного мышления: игры «Пройди лабиринт», «Сложи фигуру», «Измени фигуру», «Подбери ключи к замку», «Что для чего нужно», «Муха», «Легче-тяжелее», «Закрытые фигуры», «Собери картинку», складывание пазлов, «Уникуб», «Домино», мозаики, конструк-торы.
Развитие логического мышления: игры «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Кто кем будет», «После, потом, сейчас», «Что за сказка?», «Цепочка событий», «Парные картинки», «Найди такой же», «Найди закономерность», «Игра с обручами», «Хорошо или плохо?», «Продолжи ряд», «Дорисуй недостающую картинку», «Назови одним словом», «Найди семью», «Я знаю 5 вещей», «Четвертый лишний», «Что общего?», «Распредели на группы по признакам», «Тематическое лото», «Решаем логические задачи», упражнение "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов", упражнение "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания", упражнение "Формирование умения устанавливать связи между понятиями", упражнение "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач", игра «Кто без чего не обойдется», «Что снаружи, что внутри», «Давай придумывать!», «Ты луна, я-звезда», «Говори наоборот», «Бывает-не бывает», «Нелепицы», «Небылицы», «Составим загадку», упражнение «Переносный смысл пословиц».
Развитие эвристического мышления: игра «Попугай задает вопросы», «Разговор с инопланетянами», «Эксперименты», «Верно ли утверждение?», упражнения «5 правдоподобных и неправдоподобных причин», «Найди выход из ситуации» (предлагать различные проблемные ситуации, «Предложи свой вариант», игра «Представь себе…», «Хорошо или плохо», «Что было бы, если…»
Развитие творческого мышления: игры «Кляксы», «Оживи картинку», «На что похоже?», «Изобретатели», «Волшебный башмачок», «Ресурсный анализ», «Волшебные картинки», «Сочини сказку», «Земля-воздух-вода», «За и против», «Оптимисты и скептики».
Развитие памяти: игры «Фотографы», «Опиши соседа», «Пуговица», «Пирамида», «Следопыт», «Запомни, что увидел», «Рисуем узор по памяти», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «10 предметов», «10 слов», «Я положи в мешок», «Послушай и повтори», заучивание стихов, пересказ сказок, рассказов, упражнение "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой, упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала.
Развитие внимания: игры «Где чей домик?», «Хлопни, когда услышишь», «Найди отличия», «Цифровые таблицы», «Птица- не птица», «Послушай и сосчитай», «Красно-черные таблицы», «Найди одинаковые предметы», «Покажи ответ», «Два числа», «Запиши буквы, как запомнил», «Веселый алфавит, «Ярмарка», «Хамелеон», упражнения «Перепиши без ошибок», «Выполни по образцу», «Реши в уме и запиши ответ», различные варианты корректурных проб.
Развитие ориентации во времени: игры «Что за чем идет», «Когда это бывает», «Живая неделя», «Неделька, стройся», «Каждый гномик найди свой домик», «Когда деревья так одеты», «Птичий год», «Стихи-подсказки», «Разноцветный венок», «Что за время суток?», «День и ночь-сутки прочь», «Подбери картинку», «12 месяцев».
Развитие ориентации в пространстве: игры «Солнышко», «Прятки», «Дорога в детский сад», «Всадник», «Кто правильно назовет», «Близко-далеко», «Разведчик», «Магазин», «Волшебный сундучок», «Регулировщик», «Зеркало наоборот».
Развитие ориентации на листе бумаги: «Бабочка», «Путешествие по азбуке», «Найди место», «Помоги Незнайке разложить вещи», «Где Маша?», «Дорисуй картинку», «Перенеси узор», графические диктанты.
Развитие звуко-буквенного анализа: игры «Звуковичок», «Подарки», «Найди общий звук», «Найди лишнее слово», «Звукоедик», «Цепочка слов», «Кто больше?», «Добавь звук», «Мамина сумка», «Найди слово по модели», «Нарисуй схему слова».
Список литературы.
500 загадок для детей. М., 2003.
500 скороговорок, пословиц, поговорок/Сост. И. А. Мазнин. М., 2008.
Абрамова ГС. Психолог в начальной школе. Волгоград 2001.
Агапова И. А., Давыдова МЛ. Комплексная подготовка детей к школе. Кн. для детей и взрослых. М., 2003.
Агеева И. Д. 500 частушек для детей. М., 2007.
Айзман М. И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск. 2000.
Борякова Н,Ю. и др. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учеб. -метод, пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2000.
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития: Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. М., 2000.
Ветер Л,А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 2004.
Волина В. Учимся играя. М., 1999.
Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовность ребенка к школе. М., 2004.
Гаврина С. Е. и др. Развиваем мышление. М., 2001.
Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. М., 2001.
Демьянов Ю. Г. Возрастная психология. М., 2004.
Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Точка, точка, два крючочка. М., 2000.
Катаева Л. И. Коррекиионно-развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2004.
Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.
Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2004.
Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
Севостьянова Е. О. Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М. : ТЦ Сфера, 2008
В. Солнцева., Г. Белова. 200 игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. М., Астрель,2007.
Симоновский А. Э. Развитие творческого воображения. Ярославль, 2006.
Степанов С. С. Азбука детской психологии. М., 2004.
Шарапановская Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М., 2005.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав всех участников программы.
Гарантия прав участников программы обеспечивается Конституцией РФ, законом «Об образовании», Конвенцией оправах ребенка, а также Уставом МБДОУ.
1. Участники программы получают полную информацию о целях, задачах и способах реализации программы.
2. Психолог своевременно информирует родителей и педагогов о результатах реализации программы, предоставляет любую интересующую родителей и педагогов информацию.
3. Психолог руководствуется «Этическим кодексом психолога», исходит из уважения прав и свобод личности, а также принципа добровольности участия в программе.
Сфера ответственности участников программы.
Педагог-психолог обеспечивает качественное и объективное проведение диагностики; осуществляет систематическую, регулярную, плановую образовательную деятельность с воспитанниками, с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей; в ходе реализации программы взаимодействует с воспитателями и родителями детей в целях оказания консультативно-просветительской помощи, дачи необходимых методических рекомендаций и домашних заданий, а также отслеживанию динамики развития познавательных способностей детей.
Воспитанники обеспечивают регулярное посещение занятий, выполнение предлагаемых заданий.
Педагоги на всех этапах реализации программы тесно взаимодействуют с педагогом-психологом, выполняют его рекомендации.
Родители создают условия для развития детей в рамках семьи, принимают и используют консультативную помощь психолога и педагогов, оказывают психо-эмоциональную поддержку детям.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной
реализации программы :
Специалисты, реализующие программу, должны обладать профессиональной компетентностью, иметь опыт работы со старшими дошкольниками, знать возрастные и индивидуальные особенности детей, владеть современными технологиями, личностно-ориентированным системно-деятельностным подходом.
Материально-техническая оснащенность предусматривает наличие помещения для проведения подгрупповых занятий, методических пособий, дидактического демонстрационного и раздаточного материала, наличие необходимых технических средств (компьютер, принтер, музыкальный центр)
Сроки и этапы реализации программы :
Первый этап: сентябрь.
Второй этап: с сентября по апрель.
Третий этап: май.
Ожидаемые результаты.
По завершению реализации программы ожидается высокий уровень развития у детей всех познавательных процессов, наличие творческого подхода к решению различных задач,наличие устойчивых познавательных интересов, высокий уровень произвольности и навыков учебной деятельности.
. Система организации внутреннего контроля:
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог,
который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у детей в ходе всего курса занятий, а также по данным промежуточной и итоговой диагностики.
В анализе динамики также принимают участие старший воспитатель, воспитатели групп, родители.
Критерии оценки достижения планируемых
результатов:
У детей повысится уровень развития познавательных процессов, сформируется устойчивое стремление заниматься умственным трудом, укрепятся и совершенствуются навыки учебной деятельности, разовьется произвольность поведения (в частности способность к самоконтролю, возникнет познавательная мотивация в перспективе школьного обучения, сформируется система познавательных интересов.
Сведения о практической апробации программы.
Программа прошла апробацию на базе МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» города Уварово. Срок реализации программы один год. Количество детей, участвующих в программе-18 человек.