Мария Петрова
Народно-прикладное творчество в практике гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Изделия народных промыслов воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники и игровому характеру.
В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: на занятиях мы с детьми составляем описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки, придумываем сказки.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
При знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используются специальные методы (Метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, метод музыкального сопровождения).
Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, я использую игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр. Народная игрушка, репродукция с изображением та-кого же образа должны остаться на некоторое время в группе.
Мои занятия проводится в группе, на выставке; организуется самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх либо на фланелеграфе.
Для самостоятельной изобразительной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, в группе созданы зоны творчества, уголки изобразительной деятельности, в которых особое место занимают подлинные образцы декоративно-прикладного искусства. Также, имеются в наличии картотеки дидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народным искусством, схемы изображения элементов узоров, самих узоров, раскраски с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все соответственно данной возрастной категории дошкольников. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, мною используются модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
Благодаря техническому оснащению нашего ДОУ широко использую различные медиаресурсы познавательно - информационной направленности (авторские презентации, электронные энциклопедии и пособия). Это позволяет разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, а также продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приемы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными и пространственно-предметными условиями.
Вся работа проводится в трех направлениях, представленных на экране:
Для достижения результатов в гражданско-патриотическом воспитании при знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. Для этого я использую такие формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, организация совместных досугов, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.
Оформление выставок, создание коллекций, изготовление поделок в подарок мамам, внесение своей лепты в дизайн группы, детского сада - все это вызывает у детей гордость за свой труд. Родители видят результаты и вместе радуются им.
Таким образом знакомство с народно-прикладным творчеством в гражданско-патриотическом воспитании это очень долгий и сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.