Трохалева Надежда Юрьевна
Народная подвижная игра как средство физического развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные подвижные игры способствуют не
только эффективному физическому развитию
и воспитанию дошкольников, но выступают
как средство духовного развития личности»
К. Д. Ушинский
Публикация «Народная подвижная игра как средство физического развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности.
Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики. Они являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания дошкольников. У детей, благодаря этим играм, формируются устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей.
Такие игры являются эффективным средством развития положительного отношения к физической культуре и спорту. Они требуют от детей проявления физических качеств : быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным окружением. В них отражаются полузабытые народные обычаи, заклинания, утратившие свое первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции и т. д.
Народные подвижные игры можно классифицировать следующим образом:
по характеру использования фольклорного подкрепления:
народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества)
народные игры без речевого сопровождения
по способу распределения на роль:
игры с выбором водящего при помощи считалок
игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок
с преимущественным проявлением двигательных качеств:
игры на развитие ловкости и точности движений
игры на развитие быстроты реакции
игры на развитие меткости глазомера
игры на развитие ритмичности и пластики движений
игры на ориентировку в пространстве
с преимущественным проявлением психических качеств:
игры на развитие концентрации и устойчивости внимания
игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти
игры на развитие творческого воображения
игры на развитие наглядно-образного мышления
игры на развитие связанной речи
Эти игры можно распределить на группы:
1. Народные игры, отражающие отношение человека к природе «Медведь», «Кукушка», «Охота на волка», «Лягушки на болоте», «Лошадки», «Совушка», «Заря – Заряница». Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков «Охота на оленях», «Стой, олень», «Капуста», «Иголка и нитка». «Дедушка Рожок». Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью «Мышь и угол», «Перепрыгни через нарты», «На оленьих упряжках», «Перетягивание каната», «Цепи кованные», «Салки», «Горелки с платочком».
Мы с детьми, с удовольствием, играем в народные подвижные игры.
Наиболее любимые игры у детей нашей группы:
С бегом - «Пятнашки», «Горелки», «Пустое место», «День-ночь»
Игры с мячом - «Выбей мяч из круга», «Мяч вверху»
С прыжками - «Мешочек»
Игры малой подвижности - «Краски», «Фанты»
Чтобы никому не было обидно при выборе водящего, мы используем считалки.
Преимущество использования народных игр в
практике семейного воспитания.
В современном обществе дети большую часть времени проводят за компьютерными играми и телевизором, что не лучшим образом сказывается на их здоровье. Позабыты всеми любимые дворовые игры, в том числе и народные. А ведь эти игры помогают подрастающему ребенку обрести силу, ловкость, выносливость, развивают смекалку, фантазию, умение логически мыслить.
Кто из взрослых в детстве не играл в «Фанты», «Испорченный телефон», «Колечко-колечко», «Летает – не летает»! Эти и многие другие народные игры незаслуженно позабыты. А ведь они несут в себе хорошее настроение, радость и много юмора. В них есть задор соревнования по придумыванию смешных нелепиц, каламбуров, смешных жестов и заданий для «выкупа» фантов. И что самое главное, шутки и дразнилки в этих играх воспринимаются детьми спокойно, так как юмор и шутки в играх безобидны. Когда вместе с детьми играют родители на равных условиях, эмоциональные контакты между ними укрепляются, теплее и доверительнее становятся отношения.
Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отвед нного для этого времени. С реб нком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах. Если взрослые любят отдыхать большими компаниями с детьми, друзьями и родственниками на природе, то целесообразно играть в игры с большим количеством участников, такие, как «Золотые ворота», «Ручеек», «Палочка-выручалочка», «Жмурки», «Стой, иди, на месте замри», «Водяной», «Карусель».
Игры вместе со взрослыми, с родителями – это большая радость для ребенка, ведь совместное времяпрепровождение обогащает семейный досуг, создает радостную, праздничную атмосферу, повышает авторитет родителей и сближает их с детьми.
И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.
Автор репортажа- воспитатель Трохалева Надежда Юрьевна