Светлана Ефремова
Народная подвижная игра как средство физического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются. Снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют».
Е. А. Покровский
В далеком прошлом на Руси существовало около трех тысяч подвижных игр. Это трудно представить! Сколько же их сохранилось до нашего времени?
Наше поколение, конечно, играло в те игры, которые существовали в народе до времен нашего детства. И мы поставили задачу – не только рассказать детям, но и объяснить как можно подробнее правила этих игр, описать всякие хитрости, приемы и уловки, чтобы все смогли хорошо научиться играть в них. Правила этих игр складывались годами, в их создании принимали участие многие поколения. И это очень мудрые правила.
Публикация «Народная подвижная игра как средство физического развития дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Народные игры очень разнообразны, требуют много движения, смекалки, находчивости, дают массу физических навыков и умений. Сколько в них веселья и азарта! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для других переносить неудачу, иногда небольшую боль. Народные игры полезны не только для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели. Мы уверены, что отвага, способность преодолевать трудности и опасности, которые проявляли прабабушки, прадедушки во многом от крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве.
У современных детей необходимо воспитывать перечисленные качества. Нам дошкольным работникам, необходимо переломить тенденцию к малоподвижным видам деятельности, особенно, предпочтение к компьютерным играм, просмотру мультфильмов.
С целью приобщения дошкольников к народным играм у нас работает кружок «Забава». Большинство русских народных игр организуем на свежем воздухе. Особенно для них хорош теплый период года. Призывая детей к игре, мы используем зазывалки, например:
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Или:
Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки, или как раньше ее называли гадалки. Она пришла к нам из глубокой древности и играла серьезную роль, помогая людям распределить работу, зачастую очень опасную, которую не хотелось никому выполнять. В современное время она помогает детям в распределении ролей и установлении очередности в игре, чтобы никому не было обидно.
Существуют разные виды считалок.
Считалки – жеребьевки, помогают разделиться на команды. Выбираются два лидера, остальные дети загадывают себе слова в соответствии с жеребьевкой. Затем подходят парами к капитанам и предлагают выбрать, например:
-Конь вороной или баран заводной?
-Бочку с салом или казака с кинжалом?
-Шар катить или воду лить?
-Коней кормить или печи топить?
-С неба стрельца или с земли молодца?
-Дома быть или по морю плыть?
-Наливное яблочко или золотое яблочко?
-Сундук денег или золотой берег?
-Лисицу в цветах или медведя в штанах?
-Золотую чашечку или серебряное блюдечко?
В древности был запрет на пересчет вслух добычи, гостей, предметов, чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. А считать добычу было необходимо. Люди стали считать зашифрованными словами: «ази» - один, «двази» - два. Это одна из версий происхождения заумных считалок, где повторяются, на первый взгляд, бессмысленные слова или звукосочетания, например:
Ази, двази, призи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.
Сюжетные считалки – основная группа детских считалок. Они динамичны, имеют сюжет, хотя зачастую он может быть нелогичен, например:
Катилась торба
С высокого горба;
В этой торбе хлеб, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
Их любят дети, и даже переделывают на новый лад, например:
«Ехал Ваня на тележке,
Раздавал он всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!»
Стала сейчас звучать по-другому:
«Ехал Лунтик на тележке….»
Подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные.
Сюжетные игры строятся на основе представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, повадках животных и птиц. В сюжетных играх большинство детей обычно изображает, например, мышек, птичек, зайчиков, а воспитатель или один ребенок, который становится водящим, выступает в роли – волка, лисы, кота. Действия детей подчинены правилам, взаимосвязаны, роль водящего активна, побуждает других участников двигаться быстрее, энергичнее. Во многих сюжетных народных играх есть тексты, которые определяют действия играющих («Дедушка - рожок», Зайцы и волк», «Гуси – лебеди» и др.).
Играя в сюжетную народную игру и перевоплощаясь в персонажей, дети многократно повторяют разнообразные движения такие, как ходьба, бег («У медведя во бору», «Перебежки», «Лошадки», прыжки («Воробышки и кот», «Петушиный бой»). Большие возможности в сюжетных народных подвижных играх имеются для упражнений с мячом («Охотник» «Защищай город»).
Бессюжетные народные игры не содержат образы, которым подражают дети, например, «Ловишки», «Выше ножки от земли», «Стоп», «Классы», «Городки», «Даровки», «Шлепанки» и т. п. В них, как и в сюжетных сохраняются компоненты игры: правила, ответственная роль водящего, взаимосвязанные действия участников. Однако бессюжетные игры, в отличие от сюжетных, требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, умении ориентироваться в пространстве, поскольку связаны с выполнением конкретного двигательного задания.
Подбирая игры для детей, учитываем возрастные особенности и возможности детей. Сначала проводим игры простые по содержанию, не требующие четкого согласования движений играющих, например, «По ровненькой дорожке», «Зайка беленький сидит».
Русские народные игры нельзя забывать. Народное творчество является мощным воспитательным средством, созданным народной педагогикой и проверенным временем. Играя ребенок социализируется, ощущает себя одновременно и личностью и членом коллектива. У него формируется самоконтроль, самореализация, самоопределение, развивается фантазия. Игра является источником общения, она объединяет детей, учит договариваться, уступать, помогать друг другу, подчинять свои желания правилам, помогает закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Народные подвижные игры – основа формирования гармонически развитой личности.
Список литературы:
1. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991.
2. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4
3. Литвинова И. Н. Детские народные подвижны игры. М. : «Просвещение», 1995.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство Пресс, 1998.
5. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. //Дошкольное воспитание. 1998, №11.
6. Свирская Л. Утро радостных встреч. Москва Линка-Пресс, 2010.
7.
Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб 1994.