Ольга Шишова
Народная педагогика как средство воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для современных исследователей проблем воспитания доброжелательных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Публикация «Народная педагогика как средство воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Народная культура, фольклор
- Темочки
В работах таких авторов, как В. Н. Белкина, Р. С. Буре, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В. Н. Давидович, Е. В. Субботинский, С. Г. Якобсон, Т. А. Репина, отмечается, что в общении со сверстниками ребенку старшего дошкольного возраста, с одной стороны, присущи активность, инициативность, любознательность, открытость, с другой – либо инертность, эмоциональная заторможенность, либо чрезмерная импульсивность, неумение контролировать свои действия и осознавать их нравственное содержание, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам.
Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика. Изучению роли элементов народной педагогики в воспитании детей посвящены работы таких педагогов как И. В. Богачева, В. Л. Волкова, Г. Н. Гиненского, И. А. Ильина, Т. С. Комаровой, Г. М. Науменко, В. А. Сухомлинского и др. В работах Г. Н. Волкова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. раскрывается роль народной педагогики как средства патриотического, гражданского и нравственного воспитания. Вслед за ними, мы считаем, что народная педагогика играет, несомненно, важную роль в воспитании доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ педагогического опыта и результатов опытно-экспериментальной работы показал, что целенаправленная работа по воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам средствами народной педагогики способствует более быстрому сплочению детского коллектива, приводит к тому, что усвоение использование средств народной педагогики (сказки, пословицы, поговорки и т. п.) в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
Итак, главное воспитывающее значение народной педагогики в старшем дошкольном возрасте, заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Каждое средство народной педагогики создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием доброжелательного отношения между сверстниками.
В ходе исследования нами был разработан план работы который включает цель, структурные компоненты, методы, формы, средства воспитания доброжелательного отношения к сверстникам средствами народной педагогики, а также педагогические условия, способствующие эффективности процесса воспитания доброжелательного отношения к сверстникам.
Работа по воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста включала в себя: проведения занятий, игр и других мероприятий по воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, а также включение средств народной педагогики в режимные моменты педагогического процесса.
В ходе опытно-экспериментальной работы было доказано что специально организованные занятия, игры и развлечения, а также использование средств народной педагогики в режимные моменты повысили уровень сформированности доброжелательного отношения к сверстникам. Можно сделать вывод о том, что эффективность воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.