наталья якупова
Консультация «Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, друзьям, старшим»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю вам добра и счастья. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебе людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной. внутренней работы духа. Искренне, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания.
Публикация «Консультация „Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, друзьям, старшим“» размещена в разделах
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Для того, что бы образно говоря, в сердце маленького человека прочно обосновалось добро, надо с детства воспитывать в нем доброжелательность. Здоровье, стремление стать лучше не должно выливаться в нездоровое желание принизить других.
Доброжелательность– это чувство, воспитывающееся при условии гармонического развития способностей всех, без исключения воспитанников. Не может и не должно быть в коллективе человека, ни к чему не способного.
Для воспитания нравственной культуры я считаю очень важным то, что бы человек и в личных, и в коллективных, духовных отношениях был связан с другими людьми узами добрых желаний.
Тонкая грань человеческих отношений заключена в словах «Здравствуйте, Добрый день». Я специально провожу с детьми беседы, посвященные этими словами и чувствам, которые по крупинкам вкладывал в них род человеческий в течении многих столетий.
При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.
В одних и тех же условиях ведут себе по разному: одни заботливы, чутки, чтобы тот час прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично, третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?». «Котенок, котенок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?», «Отчего ты так громко смеешься?», и т. д.
Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности и недоброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Что это? Подражание? Или искреннее сочувствие? Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает ее, но девочка не перестает плакать, и вдруг подруга говорит ей: «Хочешь я тоже упаду и разобью колено?». В этих словах и сочувствие и желание разделить горе подруги, ее боль. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Родители и воспитатель должны обратить особое внимание именно на первое, порой незаметные попытки ребенка проявить сочувствие к окружающим его людям, они должны поддержать его добрые намерения. Благородные, хотя и незначительные, поступки детей необходимо оценивать, одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше. Однако дети не всегда выбирают правильный путь для самосовершенствования. Одни бескорыстны к своим желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищу всегда оказывается хуже. Например, нередко можно услышать, как дети с оттенком превосходства говорят о себе: «Я лучше тебя строю», «Я лучше тебя рисую». В таких случаях важно правильно отреагировать. Например, сказать мальчику: «Завтра расскажи Витиной маме, что он тоже хорошо рисует, знаешь как она обрадуется. Витина мама, как и твоя, приходит за ним вечером, она устает на работе. А от радости и усталость проходит.»
Дети быстро схватывают то, что им внушает взрослый. Вот пример: Игорь бегает по коридору. Соседка обращается к нему: «Игорек, не шуми,- Андрюша спит. Разбудишь его – он заплачет, головка у него разболится». Игорек останавливается в задумчивости. Когда в коридоре появляется его отец, мальчик говорит ему: «Папа, ты не шуми – Андрюшку разбудишь».
Слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно, обязательно находят отклик в душе ребенка. В результате таких «уроков» у него постепенно пропадают зазнайство, чувство превосходства, если оно было, и возникает желание делать хорошее для других, быть внимательным, добрым. по отношению к своим сверстникам.
Учить детей сочувствию следует как на положительных. так и на отрицательных примерах. Только при сравнение хорошего, доброго с плохим, злым формируется нравственные чувства ребенка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное воспитание отношение к плохому, но одновременном необходимо вызвать и чувство сожаления по поводу плохих поступков сверстника.
Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их провинившийся товарищ не получит от взрослого наказание или не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Их не научили сочувствию? Но их ведь не учили и злорадству. да, конечно, специально не учили. Но при этом не замечали, не останавливали, не разъясняли каждый пусть и не заметный, но благородный поступок ребенка.
Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует сильнее, чем грубые замечания, наказания. В таких коллективах нет озлобленных детей.
Чтобы вызвать у детей истинные переживания, нельзя использовать одни и те же приемы, быть навязчивым, формальным, особенно по отношению к воспитанникам, которые часто нарушают нормы поведения. Важно воздействовать не столько на сознание таких детей, сколько на их чувства. Тогда они научатся понимать других.
Чтобы воспитывать у детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти такие приемы, которые, как выставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживает другой. Большое значение здесь имеет художественная литература, искусство. Положительные персонажи вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Часто герои рассказов переживают оттого, что причинили другим вред, мучаются до тех пор, пока не исправят свою вину. Отрицательные герои, как правильно, высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные – богатство, ленивые и грубые – ожидаемой награды. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло.
Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно дети узнают о ом, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей, взрослых. Добрый человек никогда не мучает животных.
Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Это чувство возникает как ответное на постоянную заботу и любовь родителей к своему ребенку. Разделять с родителями их радость и огорчения учит сама жизнь.
Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддержать, развивать, предоставляя возможность ребенку действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают.
Педагог позаботиться, о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении художественной литературы, нашли отражение в их жизни. Но делать это достаточно гибко, умело. Формальный, прямолинейный подход иногда отрицательный результат, вызывает озлобленность. Например: нельзя прочитав детям рассказ о нечестном мальчике, спросить у них: «А кто в нашей группе нечестный?»
Предположим, после чтения сказки: «Цветик-семицветик» дети поняли, что людям попавшим в беду, нужно сочувствовать, помогать, но чтобы полученные представления были лучше усвоены детьми, надо предложить им ответы на такой вопрос: «А если бы у вас был хоть один такой волшебный лепесток, чего бы вы пожелали?» Не смотря на то, что дети хорошо чувствуют главную мысль сказки, их желания нередко связаны с удовлетворением личных потребностей: иметь говорящую куклу, много конфет и т. д. Это говорит о том, что у ребят еще не развито чувство заботы о другом человеке. В таких случаях не надо упрекать их, не надо читать им нотаций. Лучше всего сказать детям: «Если бы у меня был бы хотя бы один волшебный лепесток, я бы пожелала, чтобы никто из вас никогда не болел». После этого можно продолжить беседу.
Чувство доброты, желание помогать окружающим развивается у детей вместе с радостью и гордостью за поступки взрослых. Дети очень любят слушать стихи Михалкова «Дядя Степа». Все дела и поступки дяди Степы – это забота о другом человеке, постоянная помощь окружающей его детворе: он достает ребятам змея с телеграфных проводов, спасает голубей от пожара, тонущего в речке мальчика.
Спасти, помочь, сделать доброе дело задаром – на это необходимо обратить внимание старших дошкольников. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью.
Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, заботе о нем, отказе от личного в пользу другого человека – одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
Воспитывая у детей доброжелательное отношение к сверстникам, я часто использую разные методы и приемы. Основным методом воздействия становится беседа (групповая и индивидуальная) и разговор с детьми, положительный пример сверстников. Например: дети играли в прятки. Саша был водящим, считая до 10. За это время дети прятались. Как только Саша начинал искать товарищей, Артем, не принимавший участие в игре, сообщил, куда спрятались дети. Саша, воспользовавшись этим, быстро нашел товарищей. Ребята начали шуметь, ссориться, обвинять Сашу в том, что он нарушил правила игры, но так ни до чего не договорившись, они разбежались, игра прекратилась. Попросила детей подойти и спросила: «Как вы думаете, почему такая интересная игра прекратилась?» Дети назвали причину. Я рассказала детям, как нужно играть, чтобы ссор не было. Спросила, а вернее, предложила подумать, как нужно вести себя, чтобы игра была дружной, долгой, веселой.