Лучший педагог года

Народная кукла в развитии и воспитании современных детей

Змеева Елена
Народная кукла в развитии и воспитании современных детей
▼ Скачать + Заказать документы

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – насилие, жестокость, равнодушие, грубость, невежество… мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка, как полноценной развитой личности, достойного патриота и гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль.

Публикация «Народная кукла в развитии и воспитании современных детей» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.

В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками - персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр - монстры, мертвецы, роботы, непропорциональные человеческие фигуры. Проблема заключается в том, что нежная детская психика воспринимает их как эталон. Весь мир ребенка подстраивается под предлагаемые массовой культурой шаблоны. Классические игрушки детям становятся не интересными. Они либо не играют с ними вообще, либо очень быстро откладывают в сторону и возвращаются к любимым монстрам и чудищам. Игры с такими предметами построены по одному сценарию «охотник-жертва». Для такой игры не нужны дополнительные помощники. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на психическое развитие и духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная (народная) кукла.

Народная кукла, считается самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняет в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

При опросе детей о народных куклах было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными - календарными праздниками. Был сделан вывод, что все эти факты могут привести к тому, что наше современное поколение навсегда утратить своё культурное народное наследие, свои нравственные и духовные ценности, передаваемые нам из поколения в поколения нашими предками.

Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. С её помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, мы решили, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

В соответствии с ФГОС и на основе принципов народной педагогики, ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении занимает самостоятельная игровая деятельность, которая зависит от создания соответствующей развивающей предметно – пространственной среды и привития игровой культуры.

Для решения данных проблем была поставлена цель: создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через организацию творческой мастерской «Народная кукла в игровой деятельности».

Определены следующие основные задачи:

• Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через организацию деятельности в творческой мастерской;

• Познакомить детей с различными видами народных кукол;

• формировать умение детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;

Развивать мелкую моторику кисти руки, инициативность, творческую активность детей при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении.

Деятельность в творческой мастерской организуется без «призывов» со стороны взрослого, по собственному желанию детей. В процессе работы обучающимся предоставляется возможность свободного общения с педагогом и со сверстниками: могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях и настроении. Творческую мастерскую с интересом посещают не только дети, но и их родители.

Каждая кукла в творческой мастерской - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности и служит отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, наши куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. «Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность: за действия куклы, её «жизнь», слова, поведение. Учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Во время игровой деятельности развивается произвольное внимание и способность к концентрации. Когда появляется кукла и знакомится с детьми, дети с удовольствием рассматривают костюм, головной убор, украшения и дети начинают обыгрывать ситуации в игре.

Несмотря на традиционные приёмы, каждая кукла имеет свой индивидуальный характер. Она является зеркалом создателя, отображает его внутренний мир. Процесс изготовления куклы приносит радость. Работа с мягким материалом дает ощущение тепла и нежности. Играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли.

Традиции использования народных игрушек, кукол, помогают сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, уважение к народной культуре.

Из выше сказанного следует: народная кукла в национальном костюме, учит детей и взрослых быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о духовном и материальном мире.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Кукольный театр в воспитании и развитии ребёнкаКукольный театр в воспитании и развитии ребёнка Наиболее распространённая форма организации детского досуга - театр кукол. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и.

Народная кукла «Вишенка»Народная кукла «Вишенка» Народную куклу "Вишенку" некоторые называют народной куклой Кубани. Увлекаясь народной куклой, я изучила множество литературы, просмотрела.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла в развитии и воспитании современных детей
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 14:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная кукла в развитии и воспитании современных детей» (включая файлы) размещена пользователем Змеева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД