Татьяна Вдовиченко
Народная игрушка как средство в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, они очень отличались от тех, в которые играют современные дети. Как гласит народная мудрость : «Кто не знает своего прошлого – тот не имеет будущего».
Наши предки были очень прозорливы и умны. Они чутко чувствовали природу ребенка и давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала. Игрушек было немного, но каждая из них подготавливала его к дальнейшей жизни.
Публикация «Народная игрушка как средство в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Мастерили игрушки из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки, дерево, кожа и многое другое. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Люльку младенца украшали подвесками из лоскутков, которые колыхались и приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его. Погремушки из бересты наполняли горохом и другими семенами. Они приглушено гремели, шуршали, не раздражая слух малыша. Все, из чего она была изготовлена, было знакомым и привычным. Сегодня такие игрушки выглядят вот так.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны".
Это могла быть трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками. Аналогом такой игрушки, являются вот такие бубенцы. Так же это могла быть засушенная коробочка мака с семенами.
Можно изготовить такие коробочки самим. К звуку в игрушке относились с большим вниманием. Ритмичные движения игрушки находились в полной гармонии с ее звуковыми повторами.
Самым ярким примером такой игрушки является неваляшка. Ранее она была деревянная. Её звучание напоминает детям ласковую колыбельную песню, а покачивание - убаюкивание младенца.
Как только малыш делал первые шаги, ему давали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить, малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. Кони у наших предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, или в виде глиняных свистулек.
Еще одно животное, которому поклонялись наши предки, — это медведь. Он считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных героев.
Игрушечный медведь — символ мужской силы и доброты. Кроме развлечения, игрушки служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза.
Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь наши предки в старину считали, что такая игрушка может принести зло малышу и научить его недоброму.
Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. В старину считали так: мальчик — будущий охотник, добытчик, воин, поэтому его незаменимой игрушкой должен быть лук со стрелами. Девочка же станет хозяйкой в доме, матерью - ей играть в куклы. У девочек были тряпичные куклы, куклы из соломы. Такую куклу бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки.
Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости, с помощью которой старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Обращение к народному искусству через игрушку предупреждает негативные формы поведения у ребенка, способствует гармоничному развитию личности.
И так, уважаемые родители, играйте с детками на здоровье!