Ирина Жарких
Народная игра как средство музыкального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовании важнейшим средством развития детей является игровая деятельность, которая понимается как одна из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра, с позиций дошкольной педагогики, – это оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.
Публикация «Народная игра как средство музыкального развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время в дошкольной образовательной практике все активнее используется народная игра. Она признается ценнейшим средством многостороннего воспитания личности ребенка. К. Д. Ушинский считал народные игры наиболее доступным материалом, который понятен детям благодаря близости их сюжетов и образов детскому воображению, который активизирует их самостоятельность и активность.
Ценность народной игры неоспорима в сфере музыкального развития дошкольников. Народный музыкальный фольклор (песни, потешки, прибаутки и т. д.) эмоционально окрашивает игровые действия детей; их простая для восприятия и исполнения мелодия способствует сосредоточению внимания на выразительности интонаций, ритмических рисунков. Понимание дошкольником музыкально-игровой задачи способствует быстроте реакций на звуковые комплексы, а, следовательно, активизируются музыкальное восприятие, процессы воображения и мышления, развивается эмоциональная сфера, воспитываются эстетические чувства. Таким образом, народная игра в максимальной мере способствует достижению музыкально-образовательных задач дошкольного образования через посредство естественной для детей этого возраста деятельности.
Несмотря на научное подтверждение неоценимой роли народной игры в музыкальном развитии дошкольника, данная проблема еще не находит своего полноценного решения в образовательной практике учреждений. На основании изучения литературы можно заметить, что использование народной игры связывается, прежде всего, с задачами физического развития детей, с организацией досуговой деятельности, где музыка используется, чаще всего, как фоновая, что не способствует решению музыкально-развивающих задач, становления у дошкольников понимания музыки как искусства.
Все сказанное свидетельствует об актуальности данной темы и позволяет выделить противоречие между обозначенной в теоретических трудах образовательной ценностью народной игры и отсутствием методических работ, раскрывающих специфику их использования в процессе музыкального развития дошкольников.
В связи с названным противоречием определена проблема исследования: необходимость теоретического и методического осмысления использования народной игры как средства музыкального развития дошкольников.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности; это способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, эмоциональности и активности, развития потребности в общении. Игра способствует решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Народная игра – это исторически сложившееся общественное явление, представляющее собой самостоятельный вид деятельности, который имеет устойчивые характеристики, типичные для данного народа и отражающие национальное сознание.
Народная игра занимает важное место в образовательном процессе. Феномен народной игры заключается в том, что она, будучи развлечением, отдыхом, тесным образом связана со всеми видами деятельности ребенка. Следовательно, средствами народной игры педагог может формировать личность ребенка, плавно переходить к обучению и творчеству.