Елена Проникова
Нарисованные звуковые истории для речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Логографические упражнения - это упражнения, направленные на автоматизацию звука, сопряжено с графомоторными навыками. Впервые термин был применен в логопедии автором многих логопедических пособий И. Л. Лебедевой в 2017 году.
На основе этих упражнений мною придумана авторская разработка - нарисованные звуковые истории.
Этот метод коррекционно-образовательной работы с детьми, направленный на развитие речевой деятельности с использованием логографики, позволяет повысить эффективность работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушением речи и повысить мотивацию.
Публикация «Нарисованные звуковые истории для речевого развития детей» размещена в разделах
Мышка Шуша
Автоматизация звука Ш.
Ребёнок вслед за педагогом повторяет слова, четко проговаривая звук Ш:
Мышка Шуша хочет кушать.
В шкафчике нашла у Ксюши:
Плюшку, сушку, плюшку, сушку… (ребёнок рисует на листе бумаги овалы – плюшки, круги – сушки)
(Кладем перед ребёнком картинку с шишкой, он перестаёт рисовать.)
Ребенок за педагогом повторяет слова:
Мышка шишку вдруг нашла
Есть не стала и ушла.
Фигуры
Автоматизация звука Р.
Педагог читает стишок:
Рисовал фигуры школьник:
Ромб, квадрат и треугольник.
Ты за ним всё повторяй
И фигуры называй.
(Ребёнок рисует на листе бумаги фигуры, называет их, четко проговаривая звук Р).
Постарайся, милый друг!
Нарисуй в фигурах круг!
(Ребёнок рисует в каждой фигуре круг и чётко проговаривает: круг в ромбе, круг в квадрате, круг в треугольнике и т. д.).
Ливень
Автоматизация звуков Л и ЛЬ.
Ребёнок по указу педагога проговаривает слова и предложения со звуком Л и Ль и рисует картинку на листе бумаги.
Ливень лил, лил, лил,
Ливень лил, лил, лил и т. д.
(Рисуем чёрточки, изображающие капли ливня).
(Затем ребёнок рисует лужи – овалы).
Проговаривает:
Лужи, лужи, лужи и т. д.
(Педагог кладёт на стол игрушку или картинку собаки лайки).
Говорит:
Лайка пришла,
Лапой лужу нашла.
Ребенок рисует лапу в луже и проговаривает:
Лапа в луже, лапа в луже, лапа в луже…
Вымокла лайка.
Такса и сосиски
В процессе игры автоматизируется звук С. Педагог рисует на листе бумаги миску и говорит:
Такса любит есть сосиски,
По одной кладёт их в миску.
(Ребенок рисует сосиски по одной и проговаривает):
Одна сосиска, две сосиски, три сосиски и т. д.
(Педагог закрывает чистым листом нарисованные сосиски и говорит):
Такса съела все сосиски,
И пустой осталась миска.
Ребенок повторяет.
Сосульки
Автоматизация звука С.
Педагог говорит, ребенок за ним повторяет:
Сосульки с крыши свисают,
На солнце тихо тают.
Ребенок рисует сосульки и проговаривает:
Одна сосулька, две сосульки, три сосульки и т. д.
(Педагог говорит):
Сосулькам не до сна,
К нам идёт весна!
(Ребенок повторяет).
Крот
Дифференциация звуков Р-Л.
Педагог с ребенком разучивают стишок:
Черный крот нашёл ведро,
Положил в него перо.
Сверху крышечкой закрыл,
В норку глубоко зарыл.
(Ребёнок по показу педагога рисует ведро, в ведре перо, сверху крышку и ещё выше горку).
Будем дальше мы играть,
В норку вёдра зарывать.
(Можно несколько раз проговаривать стишок и рисовать картинки).
Следы лисы.
Автоматизация звука ЛЬ.
Педагог проговаривает с ребёнком стишок:
На поляне в лесу,
Мы увидели лису.
Побежали за ней вслед,
Но нашли лишь только след.
(Ребенок рисует следы на листе бумаги и проговаривает: один след, два следа, три следа и тд.)
У края рисунка педагог кладет фигурку или картинку лисы. Ребенок «идёт» по следам пальчиками и проговаривает:
По следам мы шли, шли, шли…
И лису нашли!
Клава и сдоба.
Автоматизация звука Л.
Ребенок повторяет за педагогом:
Клава испекла в печи:
Булки, слойки, калачи.
Сдоба вся пустилась вскачь:
Булка, слойка и калач.
(Ребенок рисует на листе бумаги круги – булки, овалы – слойки, завитушки – калачи).
Педагог рисует с краю листа лукошко и говорит:
Клава сдобу догнала
И в лукошко собрала.
Ребенок рисует дорожки от сдобы (каждого круга, овала и завитушки к лукошку) и говорит:
Булка в лукошко,
Слойка в лукошко,
Калач в лукошко и т. д.