Швецова Наталья Николаевна
Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение и в целом система дошкольного образования призваны сыграть в развитии детей дошкольного возраста огромную роль. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих, медицинских, организационных и др.) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.
Публикация «Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка ярко отражена в высказывании К. Н. Вентцеля: «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт детям возможность изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений».
Овладение родным языком и родной речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач ДОУ является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
При создании благоприятных условий у ребёнка среднего дошкольного возраста интенсивно развиваются практические навыки, умственные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность словесной активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на всё последующее развитие ребенка.
Развитие коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни в обществе. Детям дошкольного возраста необходимо понимать, что сказать и в какой форме нужно выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Основными направлениями развития начальных коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста являются :
развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
развитие умения входить в контакт, вести диалог;
развитие навыков невербального общения;
развитие навыков взаимодействия детей в группе;
преодоление стеснения в общении.
Важнейшим средством общения людей является речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей. В методике принято выделять следующие средства развития коммуникативных навыков детей : средства речевого этикета, средства театральной педагогики, средства вербального и невербального общения, различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр) и т. д.
Одним из средств развития коммуникативных навыков у средних дошкольников являются беседы. В беседе с ребёнком педагоги обращают внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т. к. это позволяет развивать образную речь.
Развитие коммуникативных навыков в дошкольном учреждении осуществляется в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Педагоги ДОУ являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми среднего дошкольного возраста. Они предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.
Каждый педагог должен стараться задавать детям образцы правильной литературной речи, стараться, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» .
Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой. Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях, начиная со среднего дошкольного возраста, работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития.
В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет должно осуществляться педагогами в разных видах деятельности:
через проведение упражнений, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей;
через проведение игр и упражнений на развитие грамматического строя речи и связной речи.
Чтобы максимально активизировать развитие коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, педагоги могут проводить занятия и игры – занятия, цель которых – вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый.
В работе по развитию коммуникативных навыков детей педагогами используются следующие формы совместной деятельности :
наблюдение и элементарный труд в природе;
сценарии активизирующего общения;
игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
игры на развитие мелкой моторики рук;
дидактические игры и упражнения;
бытовые и игровые ситуации;
элементарное экспериментирование.
Таким образом, в современных условиях дошкольное образовательное учреждение должно использовать весь спектр направлений, средств и методов развития коммуникативных навыков ребёнка среднего дошкольного возраста, для того чтобы приобщать его к универсальным непреходящим человеческим ценностям, подготавливать к социальной жизни.
Список литературы
1. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
2. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. №1. С. 130-139
3. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М. : КСП, Институт психологии РАН, 1997. – 224 с.
4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. М., 1996. № 3. С. 18-21.
5. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1964. – 243 с.
6. Дошколятам вернут детство // Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2014
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения:12.11.2014