Ольга Елизарова
Первые шаги к основам безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 13 «Вишенка».
Проект
«Первые шаги
к основам безопасности»
Выполнила:
воспитатель
Ольга Ивановна Елизарова
II квалификационная категория
Актуальность проблемы
«Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н. А. Островский
Публикация «Первые шаги к основам безопасности» размещена в разделах
Дети – наше будущее, и необходима забота об их здоровье, в которой немало места отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, поведении в чрезвычайных ситуациях в лесу, дома, в транспорте. Именно поэтому очень важна роль педагога, который своим кропотливым трудом, своим творчеством и умением заинтересовать каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности, дорожного движения и поведения в чрезвычайных ситуациях.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, произошедшие летом 2010 года, свидетельствуют об увеличении техногенных, природных и социальных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасности жизнедеятельности человека и привитие навыков правильных действий в экстремальных ситуациях.
Знание и соблюдение правил пожарной безопасности, дорожного движения и правил поведения в чрезвычайных ситуациях только тогда становится естественным в поведении человека, когда они привиты с детства, именно в дошкольном возрасте.
Понимая всю важность данной проблемы, я решила уже со старшего возраста дать детям первые уроки безопасности.
Для успешной реализации данного проекта необходима тесная взаимосвязь между воспитателями и родителями. Реализация проекта позволяет решить ряд проблем: поможет снизить детский травматизм, являющийся результатом неумелого обращения с бытовой техникой и предметами домашнего обихода; уменьшить количество ДТП с участием детей дошкольного возраста и так далее.
Цель
Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни и умения применять эти знания на практике.
Задачи
1. Освоить
• элементарные навыки поведения;
• адекватно, осознано действовать в опасной ситуации;
• выполнения правила безопасного поведения.
2. Развивать
• познавательную активность;
• творческие способности;
• воображение;
• мышление;
• фантазию;
• коммуникативные навыки;
• речь (умение рассуждать, доказывать, вести диалог).
3. Воспитывать
• чувство осторожности и самосохранения;
• стремление к преодолению трудностей и уверенности в себе;
• самостоятельность;
• сообразительность;
• находчивость;
• чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Предполагаемые результаты
1. Дети
• узнают о том, что может быть опасным в окружающем мире.
• научатся правильно вести себя в различных опасных ситуациях.
• будут знать, что важно вовремя обратиться за помощью к
взрослому.
• овладеют знаниями о себе и своей семье.
• у них будут развиты познавательная активность, творческие
способности, коммуникативные навыки.
2. Родители
• будут больше внимания уделять основам безопасности жизнедеятельности;
• их поведение в различных ситуациях будет являться детям примером для подражания.
Участники проекта: дети старшей группы.
Возраст участников: 5-6 лет.
Время реализации проекта: октябрь 2014 года – май 2015 года.
Основные направления работы по ОБЖ
Ребёнок и другие люди
Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой», а молодые симпатичные женщины, девушки, юноши не могут причинить вред. Поэтому провожу с детьми беседы о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Примером этому использую сказки и литературные произведения («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»). Также организую игровые ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми, объясняю детям, как следует правильно вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Ребёнок и природа
Детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Объясняю детям, что выполнение обычных требований взрослых (не пей некипячёную воду, мой руки перед едой и т. п.) может уберечь от болезней. Ярким пример этому – сказка о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям. Для закреплении знаний детей о ядовитых растениях использую настольные игры, игры с мячом в «съедобное – несъедобное», наглядный материал, прогулки в лес.
Ребёнок дома
Ребёнок должен усвоить, что есть предметы, пользоваться которыми могут только взрослые (спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы, лекарства, режуще-колющие инструменты). Объясняю детям, что ни при каких обстоятельствах они не должны самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электроприборам. Пример – «Кошкин дом» С. Маршака.
Здоровье ребёнка
Каждый ребёнок хочет быть сильным, здоровым, бодрым, энергичным, поэтому необходимо думать о своём здоровье, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму. В доступной форме, используя иллюстрации и макеты, рассказываю детям как устроено тело человека. В целях формирования у детей навыков здорового образа жизни провожу утреннюю гимнастику, дыхательную гимнастику, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, дни здоровья, закаливающие мероприятия. Используя стихи и потешки, подвожу детей к осознанию важности проводимых мероприятий.
Эмоциональное благополучие ребёнка
Проводя в детском саду большую часть времени и находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия считаю создание благоприятной атмосферы, открытое и доброжелательное общение. Одним из проявлений неблагоприятной атмосферы в группе (учитывая тот факт, что в группе большинство детей – мальчики) являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение из него выйти. С целью профилактики возникновения конфликтных ситуаций организую соответствующие игры, беседы, драматизации. Стараюсь привить детям восприимчивость к чувствам, желаниям и мнениям других людей. Любые конфликтные ситуации не оставляю без внимания, использую для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.
Ребёнок на улице
Детей необходимо познакомить с правилами поведения на улицах, рассказать о правилах дорожного движения, объяснить, для чего предназначены тротуары, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Работая в данном направлении, использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты их художественной литературы или мультфильмов, ненавязчиво направляю обсуждение детей в нужное русло, задаю вопросы проблемного и поискового характера (А если в этот момент из-за угла появиться машина, что тогда). Организую и обыгрываю различные ситуации («Как поступить, если ты с мамой вошёл в автобус и увидел друга?» «Ты с бабушкой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?»).
Классификация игр по основам безопасности жизнедеятельности детей
Руководство игровой деятельностью.
1. Объясняю правила игры, знакомлю с общими способами действий.
2. Играю вместе с ребенком, с подгруппой детей. Дети при этом усваивают игровые действия, способы действий, подходы к решению проблемы. У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиться, напряженно думать в ходе поисков выхода из различных ситуаций.
3. Объединяю в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
Поэтапное внедрение основ безопасности жизнедеятельности
в воспитательно-образовательный процесс.
На первом этапе у детей вырабатываются гигиенические навыки, умения, привычки, ведущие к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Дети осваивают простейшие правила поведения. Здесь уделяю внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлению элементарной самостоятельности. Данные задачи решаются как на занятиях, так и в процессе организуемых игр, в утренний и вечерний отрезки времени.
Успех зависит от сформированности у детей представлений о правилах по ОБЖ, от умения решать проблемные ситуации. Поэтому предлагаю детям игровые упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений. В содержание занятий прежде всего включаю дидактические игры и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно.
Работая над проектом, знакомила детей с дорогой, тротуаром, в игровых ситуациях учила правильно входить в транспорт и выходить из него. Обращала внимание детей на соблюдение элементарных правил по уходу за своим здоровьем (мыть руки перед едой, пользоваться носовым платком). Особое внимание было уделено общению с чужими людьми – разыгрывали различные ситуации, читали литературные произведения. Конечно же, не оставляла без внимания детские конфликтные ситуации – пытались вместе разобрать их и найти правильное решение.
На втором этапе работы игровые ситуации усложняю. Детей приучаю к определенной последовательности действий: внимательно рассматривать ситуацию, рассказать о ней, выделить значимые признаки, опасные моменты, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно я сделал). Учу детей находить правильный выход из предложенной ситуации, чаще задаю провокационные вопросы.
Постепенно инициатива в играх переходит к детям. Они реже обращаются ко мне за помощью. Увлеченно ищут новые варианты решения ситуаций. Я только советую, даю указания, поощряю, обращаюсь к опыту ребенка.
На занятиях увеличиваю количество проблемных ситуаций. В результате значительно возросли инициативность и знания детей.
На третьем этапе работы основное внимание будет уделено формированию умения проявлять полученные знания в игровой деятельности, вне занятий и в ходе выполнения заданий с раздаточным материалом на занятиях, придумывать новые ситуации по ОБЖ и способы их решения.
В дальнейшем дети должны овладеть умением решать поставленные задачи, не прибегая к помощи взрослого.
Таким образом, в детях будет воспитана потребность в здоровом образе жизни, они будут готовы использовать правила поведения на дорогах, при пожарах, дома, в общении с другими людьми.
Этапы работы по проекту
Этапы проектирования Проектные мероприятия Срок исполнения
I. Диагностико-организационный 1. Мониторинг уровня развития детей по ОБЖ.
2. Анкета для родителей. Сентябрь 2014 г.
Май 2015 г.
Октябрь 2014 г.
Май 2015 г
II. Изучение научной литературы 1 Самообразование.
2 Изучение литературы и составление к ней аннотаций; составление перечня необходимого материала.
3 Изучение опыта работы других ДОУ. В течение всего периода.
III. Предметно-развивающая среда 1. Подбор и систематизация игрового материала (дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
2. Оформить зону «Пожарная безопасность».
3. Оформить зону «Правила дорожного движения» В течение всего периода.
апрель 2015г.
Ноябрь2014 г.
IV. Содержание образовательной работы 1. Занятия по формированию правил безопасного поведения.
Форма занятий:
Занятие – сказка;
Занятие – путешествие;
Занятие у окна;
Занятие – открытие.
2. Индивидуальная работа:
Дидактические задания;
Игры с подгруппой детей;
Рассматривание иллюстраций;
Сюжетно-ролевые игры;
Моделирование ситуаций;
Элементарное детское
экспериментирование;
Рисование и изготовление
поделок;
Просмотр видеофильмов.
3. Организация тематического
дня «Уроки старичка -
лесовичка» (экскурсия
с родителями в лес с целью
закрепления правил поведения
в природе).
4. Организация вечеров досуга. Еженедельно
Апрель 2015 г.
V. Работа с родителями 1. Открытое занятие.
2. беседы, консультации:
«Воспитание у детей культурно гигиенических навыков»
«Физическое развитие детей 5-6 лет»
«Правила пожарной безопасности»
«Родителям – о безопасности дорожного движения»
Родительское собрание «Ребенок переходит улицу»
3. Совместный выбор и приобретение развивающих игр.
4. Опросы, анкетирование.
5. Изготовление атрибутов по безопасности детей. Апрель 2015г.
Сентябрь 2014 г.
Октябрь 2014 г.
Апрель 2015 г.
Декабрь2014 г.
Октябрь 2014 г.
В течение года
Октябрь 2014 г.
Май 2015 г.
В течение года
VI. Взаимодействие со специалистами 1. Педагог – психолог. Беседы с детьми и консультации по запросам родителей.
2. Музыкальный руководитель. Использование элементов театрализованных игр на занятиях, праздники и развлечения. В течение года
В течение года
VII. Взаимодействие с социумом Выступления на родительских собраниях:
1. Инспектор по пожарной безопасности.
2. Инспектора ГИБДД
Март 2015г.
Апрель 2015 г.
VIII. Контрольно-диагностический Итоговый мониторинг уровня развития детей. Май 2015 г.
Перспектива: Выполнение задач данного проекта даст основу для реализации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Н., Стеркиной Р. Б. в старшем возрасте.
Литература
1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»
Под ред. Е. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
М. Мозаика -- Синтез, 2010 г.
2. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010 г.
3. «Правила дорожного движения средняя группа». / Л. Б. Поддубная - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010г.
4. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность». СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.
5. Н. С. Голицына. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
6. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова «Твоя безопасность». Для среднего и старшего дошкольного возраста. – М. : «Просвещение», 2001 г.
7. «Основы безопасного поведения дошкольников» / О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
8. Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - М. : ТЦ Сфера, 2006г.
9. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности для детей 5-8 лет» - М. : ТЦ
Сфера, 2006г.