Маркова Ольга Анатольевна
Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников
1. Дислексия у младших школьников — это стойкое, избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.
Расстройство проявляется в следующих симптомах:
1) побуквенное чтение;
2) замена и перестановка букв
3) пропуск букв, слогов и предлогов
4) искажение слов
5) чтение по догадке
6) неправильное понимание смысла прочитанного
Причинами дислексии могут быть:
Публикация «Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
1) Наследуемая от родителей качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах
2) патологии беременности и родов,
3) травмы, инфекции первых лет жизни, приведшие к органическому поражению ГМ.
4) социальные причины. К социальным причинам относятся:
• нехватка общения;
• уединение ребенка;
• педагогическая запущенность;
• негативная среда для общения;
В силу всех этих факторов не формируется разговорная речь ребенка, что и служит пусковым механизмом развития дислексии. Также к социальным причинам относят:
• двуязычие в семье;
• раннее образование;
• быстрый темп обучения.
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ работы по коррекции дислексии являются:
1) упрОчение звукобуквенных связей
2) автоматизация слогослияния
3) формирование понимания текста
Чтобы выбрать наиболее эффективные приемы коррекции, надо разобраться, с каким видом дислексии мы имеем дело. Сейчас я буду давать краткое описание вида дислексии и сразу переходить к приемам работы по коррекции именно этого вида. Всего их выделяют 6:
1) Фонематическая дислексия обусловлена несформированностью фонематической системы. Недоразвитие фонематического слуха ведет к замещению и смешиванию оппозиционных фонем: звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие. Недоразвитие фонематического анализа и синтеза ведет к побуквенному чтению, искажению слоговой структуры слова, вставкам, пропускам, перестановкам звуков, трудностям чтения обратного слога и стечения согласных.
Важнейшей задачей при этом виде д. является, конечно же, постановка и автоматизация всех звуков. И, одновременно с этим –развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ:
• Придумать слова, начинающиеся на определенный звук или с этим звуком в середине или конце слова
• Придумать слова из 3, 4 и т. д. звуков
• Поднять цифру с количеством звуков в слове
• Придумать цепочку слов, в которой новое слово начинается на тот звук, которым закончилось предыдущее
• Распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове
• Составить слово (и даже предложение) из первых слогов на предлагаемых картинках
2) Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного слова или текста. Встречается при послоговом или курсорном (то есть беглом, но неосмысленном) чтении и обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ:
• Прочитай слово и покажи картинку
• Прочитай слово и выполни соответствующее действие
• Прочитай слово и объясни, что это?
• Выбери из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке
• Найди в тексте ответ на заданный вопрос
• Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом
После прочтения текста:
• помести картинку в нужное место
• найди лишнюю
• найди ошибку в последовательности картинок
• Найди ошибку в тексте на основе правильной последовательности сюжетных картинок
• Вставь слово в предложение
Для уточнения и систематизации лексического запаса используются следующие приемы:
• Подбор синонимов и антонимов к словам прочитанного текста
• Нахождение в тексте синонимов и антонимов
• Подбор родственного слова к прочитанному
• Соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием
• Расширение объема обобщающего понятия, например, «Бежать – это быстро передвигаться. А какие еще ты знаешь движения людей или животных?»
• Придумывание глаголов или прилагательных к существительному, например, «дождь что делает: - капает, моросит, идет, шумит, льет и т. д.»
• Подбор к прочитанному названию животного названия его детеныша и или жилища
3) Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием ГСР. Проявляется в неправильном чтении окончаний в словах всех частей речи, путанице в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют у ребенка, конечно же, не только при чтении, но и в разговорной речи, и при письме. Поэтому приемы коррекции аграмматической дислексии будут работать над формированием ГСР ребенка в целом. Итак:
• Игры на формирование функций словоизменения «один-много», «скажи ласково», «чья картинка» (мое солнышко, моя кошка, «без чего нарисовал художник картинку,» (стол без ножки, чайник без ручки).
• Игры на формирование функций словообразования, например «Професии»-воспитывает детей…кто? – Воспитатель, а учит детей кто?; «Образуй действие»: красный–краснеть, а зеленый-?
• Составь предложение по картинке и выложи фишками схему предложения под картинкой
• Вставь словосочетание в предложение (подбираются предложения с одним и тем же словосочетанием в разных падежах)
• Составь словосочетания, используя слова из 1 и 2 столбика
• Вставь окончания
• Работа с деформированными предложениями
• Работа с деформированным текстом
4) Мнестическая дислексия обусловлена нарушениями слухоречевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок НЕ ЗАПОМИНАЕТ буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв).При работе с такими детьми все задания направлены на развитие разных видов памяти -зрительной, слуховой, двигательной.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ:
• Обрисовывание буквы по ТРЁХМЕРНОМУ шаблону
• Выделение контура гласных букв – красным цветом, согласных-синим, с помощью ватных палочек и краски
• Лепка букв из пластелина
• Выкладывание букв из мелких предметов (бисера, пуговиц, скрепок, спичек)
• Вырезание букв из бумаги и картона
• Изображение букв с помощью тела с произнесением соответствующего звука
• Игра «Чудесный мешочек» (угадывание буквы или нахождение нужной)
Для восстановления работы различных отделов мозга, отвечающих за разные формы восприятия, используем задания:
• Рисование двумя руками
• Игра «Сегодня главная – левая»
• Игра «Руки-подружки»- пишем буквы поочередно то правой, то левой рукой
• Так же используем разные руки при ловле мяча и в играх с другими предметами
5) Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по ВНЕШНЕМУ виду. При чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на другую. Иногда может проявиться чтение зеркального типа — ученик читает справа налево.
Для коррекции оптической дислексии педагоги придумали, пожалуй, НАИБОЛЬШЕЕ количество разных игр, заданий и упражнений. Поэтому разделим их на 4 группы, в зависимости от решаемой задачи (так как время моего выступления ограничено, я покажу лишь небольшую их часть):
1) С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:
• Назвать контурные изображения предметов.
• Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
• Назвать перечеркнутые контурные изображения.
• Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга
• Определить, что неправильно нарисовал художник
• Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающиеся по величине).
• Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.
2) С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
• Запомнить 4-5 картинок (или фигур, цифр, букв, а затем отобрать их среди других 8-10.
• Разложить 3-4 картинки, буквы, цифры или фигуры в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
• Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
3) При формировании пространственных представлений и восприятия необходимо учитывать закономерности их развития в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:
• дифференциация правых и левых частей тела;
• ориентировка в окружающем пространстве;
• определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв (что сверху, что снизу, слева, справа, выше, ниже, в начале, в конце и т. д)
4) Для формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв используем такие приемы:
• Найти букву среди графически сходных
• Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом
• Определить буквы, находящиеся в неправильном положении
• Узнать буквы по их зеркальному изображению
• Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
• Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями
• Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
• Дописать букву
• Назвать буквы, наложенные друг на друга.
• Сконструировать буквы из элементов.
6) Шестой вид – это тактильная дислексия, свойственная для незрячих детей, читающих по азбуке Брайля. Об этом виде дислексии подробно говорить мы не будем. Это объект внимания тифлопедагогики. Скажу лишь, что проявляется она в том, что в момент чтения ученики перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотичным махам руками.
P.S. Дислексию называют проблемой гениев. Этим нарушением страдали многие известные люди: Ганс Христиан Андерсен, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино.
Поэтому, пожалуйста, проявляйте терпение к своим дислексикам, ведь, возможно, вы сами войдете в историю как логопед очередного гения!