Наталия Закубанцева
Нарушения слоговой структуры слова. Методика преодоления нарушений слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системного характера. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты : фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Публикация «Нарушения слоговой структуры слова, Методика преодоления нарушений слоговой структуры слова» размещена в разделах
Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, дефектологи, воспитатели сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Слог — это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Отдельные проявления мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных. Но в 3 [3,5]—4 [4,5] года дошкольник способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без стечения и со стечением согласных.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. В нашем представлении стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребенка. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А. К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова :
1. Нарушение количества слогов :
Сокращение (пропуск) слога : «моток» — молоток; Опускание слогообразующей гласной : «пинино» — пианино; Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове :
Перестановка слогов : «деворе» — дерево; Перестановка звуков соседних слогов : «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога :
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул; Вставки согласных в слог : «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов) : «кабудка» — конура + будка.
Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
Основные принципы преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей :
Наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков. В начале предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки. Речевой материал преподносится постепенно по мере усложнения (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам). На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На заключительном этапе навыки слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему пр.). При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания.
Методика преодоления нарушений слоговой структуры слова проводится в два этапа:
Подготовительный этап.
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов на невербальном и вербальном материале. Главное правило — идти от простого к сложному.
1) Игры, направленные на развитие слухового внимания: «Где позвонили»? «Узнай инструмент по звуку» «Сколько раз ударили в барабан?»
2) Игры, направленные на работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным) : отстукивание мячом, отхлопывание в ладоши. Игра «Музыкант». Воспроизведение ритма при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка т. п.). Сравнение ритмов:! —! ;! —! —!. Воспроизведение ритмов по образцу логопеда. Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком. Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:!! !. Воспроизведение долгих (-) и коротких (+) звуков с помощью рисунка (— — ++; ++ — -; + — —).
3) Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
4) Игры, направленные на развитие слуховой памяти:
Предлагается послушать и запомнить слова. А затем в зависимости от выбранной игры назвать все слова; слово, которое появилось, пропало или изменилось.
5) Игры, направленные на развитие фонематического восприятия:
Игра: «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук».
II. Основной (коррекционный) этап
Цель: преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
1) Игры для развития слоговой структуры на уровне слогов :
Игра «Хлопки». Повторите слова с ребенком по слогам/частям, делая хлопки, шаги на каждый слог. Далее повторяйте слова полностью, тренируясь делать паузы между слогами.
Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например «коза, рука, дома, ваза… кот, дом, мак… корова, радуга…». Эти слова с открытыми слогами, где гласный всегда идет после согласного, а количество слогов нарастает от 1-го до 3-х. Можно подобрать картинки из детских книжек и проговаривать с ребенком, а чтобы было интереснее — поиграть в игру «чего не стало», когда выкладывается 4-7 картинок и после называния каждой одна из картинок убирается, а малыш угадывает, какой картинки не стало.
Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка со слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «со-ба-ка» вы разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что тренирует его в ориентировке в пространстве, а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То же должен сделать и малыш.
Слова мы постепенно усложняем: от простых слов типа «коза, руки, лопата, ворона» мы переходим к более сложным, таким как «кнут, пруд, банка, полка, банан, веник, карман, черепаха, Буратино, самолет, памятник, велосипед…».
Еще один хороший прием — отстукивать слова в ритм каждого слога. То есть, произнося слово «лиса», мы хлопаем два раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово, можно стучать по столу, хлопать в ладоши — это очень помогает произнести слово правильно. Затем можно усложнить словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с 2-мя и даже 3-мя слогами, где встречаются рядом два согласных звука: «кошка, ручка, вилка, пальто, сушки…колбаса, полоска…черемуха, солдатик…».
Когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова, наподобие «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т. п.
Следующий прием деления слов на слоги : ставим подбородок на кулачки (как бабушка в сказке на окошке, и проговариваем слово каждый раз как подбородок упирается в руки начинается новый слог, и количество слогов соответственно по такому же принципу.
Игра «Гусеница». Ребенок играет с кружочками и собирает из них гусеницу. Вместе с ребенком выкладывайте в ряд кружки, пропевая каждый слог. На каждый кружок по одному слогу.
Игра «Цветок»
Предложите ребенку вырастить цветок. Посчитайте сколько лепестков – столько и слогов.
Игра «Кто в каком домике живет?» Раскладываем картинки с определенным количеством слогов в домик с окошками, обозначающими количество слогов.
Игра «Отгадай-ка». Взрослый произносит первый слог какого-либо слова, а кто догадался – второй, например: вед-, сет-, кух-.
2) Игры, направленные формирование слоговой структуры на уровне слова :
Игра «Один-много». Для закрепления сложных слов можно изменять слова по числам – (велосипед-велосипеды).
Игра «Расколдуй слово». Ребенку предлагается «расколдовать слова, превратить их из сложных в простые. (Самовар – варит сам). Затем, наоборот, превратить простые слова в сложные (сам варит – самовар и т. д.).
Игра «Попугай». Ребенок повторяет предложения с «похожими звуками» и сложными словами. («Водопроводчик чинит водопровод».).
3) Игры, направленные на формирование слоговой структуры слов на уровне предложения:
Игра «Путаница». Исправь ошибки в предложении. («На Карине катается велосипед»).
Игра «Мультяшки». Ребенок произносит предложения со сложными словами от имени разных сказочных героев, с различной интонацией (от имени лисы, медведя; весело, грустно, вопросительно).
Игра «Микрофон»
Попросите ребенка произнести предложения со сложными словами с различной громкостью (громко, тихо, шепотом).
Практическое задание для воспитателей.
Упражнение: «Правильно – неправильно»
Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.
Моноток – молоток
Тул – стул
Зуйка – зайка
Мутюг–утюг
Ломоко– молоко
Шинама — машина
(поднимают флажки) А как надо правильно сказать?
Упражнение, которое поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику. Закрепить звуковую структуру слова в процессе использования грамматически правильной речи. Для этого нам понадобится мяч.
Упражнение: «Так бывает?»
Ход: Бросаю мяч испрашиваю, а воспитатели отвечают.
У жабы шуба? Нет у жабы шубы.
У рыбы руки? Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? Да у мухи лапы.
У кота зубы? Да у кота зубы.
У кита ноги? Нет у кита ног.
У деда сани? Есть у деда сани.
У мамы бусы? Есть у мамы бусы.
У Вовы часы? Есть у Вовы часы.
У дома ухо? Нет у дома уха.
Упражнение:» Лишнее слово»
Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать слово не похожее на остальные.
Мак, бак, так, банан.
Сом, ком, индюк, дом.
Лимон, вагон, кот, бутон.
Мак, бак, веник, рак.
Совок, венок, каток, дуб.
Каток, маток, дом, поток.