Анна Чеснокова
Наличие условий в группе для поддержания эмоционального благополучия малышей
▼ Скачать +Заказ
Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Ведь здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую различные здоровьесберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психического состояния воспитанников. Многолетняя практика моей работы с детьми доказывает, что одним из важнейших показателей здоровья детей является их эмоциональное благополучие, которое зависит от многих причин. А. Д. Кошелева особо среди них выделяет:
Публикация «Наличие условий в группе для поддержания эмоционального благополучия малышей» размещена в разделах
• состояние здоровья ребенка;
• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми;
• особенности взаимодействия с детьми группы;
• эмоциональная обстановка и уклад жизни в доме ребенка в целом.
Работая над этой проблемой на протяжении нескольких лет, я накопила достаточный опыт по данной теме. Я считаю, комфортное состояние малышей в доме ребенка зависит от созданных условий. Поэтому в своей группе я пытаюсь создать необходимые условия, которые способствовали бы эмоциональному благополучию детей. У нас в группе уже сложились определенные традиции, которые я постоянно использую в своей работе с детьми. Одна из таких традиций «Утро радостных встреч. Минутки вхождения в день»
Утро радостных встреч мы проводим по понедельникам. Это способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу, улучшению психологического климата в группе. Знакомлю детей с планом работы на день, рассказываю о том, что будем делать, куда пойдем, что интересного нас ждет. Ежедневно использую в своей работе «Минутки вхождения в день». Детям они очень нравятся и позитивно влияют на отношения между ними. «Минутки вхождения в день» помогают мне установить эмоциональный и тактильный контакт с ребенком. Использование этого приема способствует развитию у детей навыков социального поведения, уверенности в себе, самостоятельности, помогает настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в себя. Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: временем года, погодой, общим настроением группы. Самая любимая игра моих детей –это игра с колокольчиком. Проводим мы ее перед завтраком. По звонку колокольчика дети садятся в круг, передавая колокольчик по кругу они звонят в него и говорят добрые, ласковые слова друг другу.
В этом году мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения:
• «Минутки шалости»,
• «Минутки тишины».
Все эти упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения. «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений как под музыку, так и без нее. Использую эти игры во время проведения образовательной деятельности и во время проведения режимных моментов, т. е. в любой момент когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей. По сигналу (свисток или бубен) предлагаю детям пошалить, повторный сигнал через 1-2 минуты объявляет конец шалости.
Любимые игры детей –это «Волшебное превращение» (дети превращаются в животных или птиц и имитируют повадки и звукоподражания названных животных). «Листопад» (дети превращаются в маленькие листочки - бегают, летают и падают). «Минутка тишины» способствует развитию волевых качеств детей, помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки. При подборе текстов для «Минуток тишины» учитываю возраст детей, продумываю музыкальное сопровождение для создания визуальности текста и эмоционального настроя.
«В гостях у сказки»
Эти игры привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, помогают ребятам перевоплощаться в героев сказок. «Сказочные зайчики». «Колобок - румяный бок», «Выбери меня» дают возможность побывать в сказке, вместе с героем пережить радость и горе, гнев и удивление.
Планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.
Так же для развития эмоционального благополучия детей использую психогимнастику (Пылесос и пылинки», Кошка и мышки»,. Особенно психогимнастика нужна детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т. д. Также включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланирована образовательная деятельность с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками
Общаясь с малышами, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении со мной более уверенными.
Особое значение имеет материнская функция воспитателя, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие в моей работе с детьми.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва… Чтобы нормально расти, ребенку нужна: любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Поэтому мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.