Ирина Новикова
Методический материал для педагогов «Новое — хорошо забытое старое! Народные дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Новое – это хорошо забытое старое.
Дидактические игры существуют многие века. Их первым создателем был народ, подметив удивительную особенность маленьких детей — восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшими частью её культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчётливо прослеживается сложившиеся в представлениях разных народов взгляд на ребёнка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познания окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общение с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребёнка.
Публикация «Методический материал для педагогов „Новое — хорошо забытое старое! Народные дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Истоки дидактической игры, сочетающей элементы обучения и игру, следует искать в народной педагогике, в материнских обучающих играх, потешках, игровых песенках, подвижных играх. Уже в «Ладушках», «Сороке-белобоке», в играх с пальчиками мать учит ребёнка выделять из множества отдельные предметы, части собственного тела ребёнка. Она обозначает их словом и тем самым учит родному языку, через слово привлекает внимание ребёнка к окружающим людям, вещам, явлениям. Игры, применяемые в народной педагогике для воспитания и обучения детей с самых ранних лет, отличались теплотой взаимоотношений играющих, непосредственностью и искренностью переживаний и вместе с тем серьёзным отношением к решению поставленной в игре задачи, высоким уровнем умственной деятельности. «В них нет даже тени педагогической навязчивости и вместе с тем все они вполне педагогичны», - справедливо указывает А. П. Усова, говоря об играх, созданных в народной педагогике. Воспитательная ценность дидактической игры, заключается в том, что она подвластна педагогу, создаётся им, входит в фонд педагогических средств, постепенно усваивается детьми, и становится содержанием их самостоятельной деятельности.
Народные дидактические игрушки – дар народа малым детям. Традиционный образ матрёшки, чисто русской игрушки, широко используется в дидактических играх, радует детей неожиданностью, необходимостью проявить усилие мысли и действия. Воспитателю же даёт возможность решать ряд задач и научить детей различать величину в её постепенном увеличении или уменьшении, воспринимать на конкретном материале множество, число, упражнять детей в расположении предметов в пространстве и обозначить пространственные отношения словами, замечать тонкие различия в расцветке. А какое богатство даёт эта незатейливая игрушка для сравнения как приёма познания и мыслительной деятельности!
К народным дидактическим играм относятся и бирюльки. О них А. П. Усова справедливо говорит: «Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняют ребёнка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывают терпение и настойчивость». Хотя всем известное выражение «играть в бирюльки» означает заниматься ерундой, но все же она замечательно развивала моторику, усидчивость, внимание. Название игры произошло от слова «брать». Играли так: на стол или пол высыпали кучкой бирюльки по очереди крючком доставали их из кучи. В том случае, когда куча разваливалась, ход переходил к другому игроку.
Игра была достаточно популярна. Крестьяне делали бирюльки из соломинок. А для богачей изготавливали целые наборы из слоновой кости, из уникальных пород дерева. К слову, набор, купленный самим Л. Толстым, был сделан из желтого пальмового дерева: в маленькое деревянное яблочко величиной с лесной орех складывали 32 бирюльки, размером в крупинку, которые разлетались даже от дыхания игрока.
В начале ХХ века бирюльки были забыты. Вспомнили о них недавно, и сейчас игра снова набирает популярность. Пока еще она не стала семейной игрой, это лишь детское развлечение, очень и очень полезное. Во – первых, ребенок во время игры учится общаться со сверстниками. Во – вторых, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание, напрягать и расслаблять мышцы пальцев, развивается точность и координация движений. В – третьих, игра учит терпению, усидчивости, аккуратности и настойчивости. Появились разные варианты игры, с различными предметами, для двоих или нескольких игроков.
Настольная игра «Гусек», которая позднее (19 в.) трансформировалась в «Путешествие», игралась на специально сделанной доске, по середине которой была проведена извилистая черта. «По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, числа. Кто первым поставит шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед, назад. А остальные игроки, с меньшим числом очков, могут ходить только вперед, заходить на постоялый двор, где платят за постой, кто зайдет в темницу, тот выходит из игры». Побеждает тот, кто первым дойдет до конца.
Современный вариант игры больше подходит для детей, для взрослых он не так увлекателен. Но детям обязательно придется по вкусу путешествие по извилистым линиям, правила игры, которые могут придумать они сами, окажутся очень интересными и дадут волю их фантазии.
Были забавы для веселого времяпровождения, требующие словоизворотливости, воображения, чувства юмора («Кухня», «Азбука», «Сочинитель» и мн. др.). Позднее (в 19в) стали появляться настольные игры высочайшего качества, в которых отражалась история народа. Например, было много стратегических игр, посвященных русско-турецкой войне, большое количество детских настольных игр, в том числе и игры, строящиеся по принципу «лото», при помощи которой дети изучали историю, языки, азбуку.
Кстати, популярная игра «Лото», в которую играют сегодня чаще всего всей семьей, изначально была задумана в Италии как лотерея (это был легкий способ пополнения казны, а к нам была завезена из Европы в 18 в. Но окончательное преобразование и внешний вид (фишки в виде деревянных бочонков) игра приобрела в России и, в общем-то, по праву называется русской. Играли в лото в Царской России только люди знатного происхождения. Общедоступной она стала только в начале 20 в.
Но кто бы мог подумать, что такая игра «Крестики-нолики» имеет богатую историю и существует она с древних времен. Никто точно не знает, где зародилась такое увлечение, но исследователи уверены, что на Дальнем Востоке и скорее всего в Японии. Самураи древней Японии играли в схожую игру «Го-моку». Игроки играли черными и белыми камнями. На эту игру очень похожа Китайская «Вэй-Чи». Кроме древнего Востока подобная забава была распространена среди отважных викингов.
В наше время игра распространена по всему миру. Везде она имеет разные названия, иногда различаются правила, но смысл игры остается один. Игра покорила сердца всего мира, и это неудивительно. Крестики-нолики развивают логику, а также увлекательно помогают скоротать время. Игра имеет незамысловатые правила. Классическая игра имеет девяти-клеточное поле. Игроки по очереди ставят в свободные клетки свои фигуры. Выигрывает тот, кто займет три клетки в ряд. Существуют множество вариантов игры, но принцип остается один. В настоящее время есть различные варианты компьютерной игры «крестики-нолики». Простые правила позволяют научить играть в крестики-нолики ребенка от трех лет. Время, проведенное за игрой, позволит ребенку научиться мыслить логически и просчитывать ходы. Для детей дошкольного возраста это очень полезно. Стандартная игра имеет небольшое количество ходов. Поэтому очень легко найти стратегию быстрой победы или ничьи. Для усложнения игры можно расширить поле и даже немного изменить правила. Например, может выигрывать тот, кто выстроит в линию более трех знаков.
В такие игры как шахматы, шашки, домино, которые были переняты, в России играли и играют по сей день. Но русский народ, доказав свою самобытность, в некоторые из них тоже внес свои изменения. И сегодня каждая из этих игр стала неотъемлемой частью культуры.
В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего возраста до школьного. Они входят в жизнь ребёнка очень рано — на первом году жизни. Мать, играя с ребёнком 7-9 мес. От роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям.
Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развитие активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается огромная пища для работы ума, воображения. Выдумка, юмор, шутка, оптимистический характер — отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребёнка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, как «Барыня», в которой много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, чёрное с белым не выбирать). Ненавязчиво учит ребёнка выдержки, умению подчинять чувства рассудку; развивать память, гибкость мышления.
Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов которые делятся на части.
Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.
В настоящее время популярны пазлы (от англ. – игра на выдержку, где картинки разделены на множество частей (от 32 до 250). Автор – английский гравер Д. Спилсбари.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги — практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, учёные создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр. Игры, подвижные или настольные, будь они придуманы или переняты, всегда отражали уклад народа, его историю и культуру. И память о них – это частичка того, что связывает поколения и дает повод гордиться своим народом.
Литература:
интернетресурсы
nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/09/04/meto. akticheskikh-igr-pri
nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017. /didakticheskie-igry
nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/06/15/---didakticheskikh-igr
nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/09/25/russ. vlenii-vospitannikov
nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016. /didakticheskie-igry