Юлия Ласко
«Развитие познавательной деятельности посредством квест-игры, или Тайны старого чемодана». Материал из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых является технология квест игры. Интересные квест игры для детей – это не только море удовольствия, но еще средство воспитания, закрепления имеющихся знаний и навыков. При разработке квестов используются всевозможные развивающие и дидактические игры, направленные на совершенствование определенных способностей и навыков. Вне зависимости от того, какую тему для квеста я выбираю, планирую задания доступными для детей соответствующего возраста. Детям можно помогать, но не стоит подсказывать им решения всех загадок. Самостоятельная победа отлично повышает самооценку детей и способствует развитию их креативных способностей.
Публикация «„Развитие познавательной деятельности посредством квест-игры, или Тайны старого чемодана“, Материал из опыта работы» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы.
Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс квест–технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей. Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО (4 п. 6.)
Педагогический проект
по математическому развитию дошкольников
«Познаем, исследуем, творим»
Название проекта: «Ключ в страну знаний»
Номинация проекта: «Дошкольный возраст»
Участники: дети, воспитатель, родители
Возрастная категория: 6- 7 лет
Продолжительность: краткосрочный (1-2 недели)
Пояснительная записка
Актуальность проекта. Проблема формирования и развития математических способностей одна из важных проблем в дошкольной педагогике.
Математическое развитие дошкольников, по мнению А. А. Столяра, – это «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений».
С точки зрения Е. И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций».
В последние годы технология «Квест-игра» вызывает интерес среди воспитателей ДОУ. Квест-проект объединяет в себе идеи проектного метода и игровых технологий. Под квестом (от англ. quest — путешествие) понимают игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно пройти «квест», прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста.
Я применяю данную технологию для решения задач познавательного (математического, социально-коммуникативного развития детей.
Задания по маршрутам, картам, схемам помогают детям развивать такие качества как целеустремленность, концентрацию внимания, стимулировать развитие мыслительных способностей. Задания доступны дошкольникам с любым уровнем подготовки.
Актуальность данного проекта и данной технологии в том что, дети самостоятельно принимают решения, обсуждая друг с другом различные вопросы, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно, что немало важно для обучения в школе.
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством квест-игры поддерживать у детей интерес к интеллектуальной, познавательной, деятельности, желание достичь цели, умение принимать решения, проявляя смекалку, настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Задачи:
Развивать у детей умение ориентироваться на местности (в здании детского сада) по карте – схеме, определять направление маршрута;
Совершенствовать навыки арифметических действий при решении математических задач, знания о геометрических фигурах;
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание, логическое мышление детей;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в затруднительной ситуации.
Этапы проекта
I этап:
Чтение детской литературы из серии: «Искатели кладов», «Искатели приключений»;
Рассматривание иллюстраций;
Просмотр видео сюжетов;
Экскурсия в школу.
II этап:
Обновление предметно-пространственной развивающей среды по познавательному (математическому, экспериментально-исследовательскому) развитию детей;
Создание картотеки дидактических, экспериментальных игр, по познавательному развитию детей 6-7 лет;
Разработка конспектов и проведение НОД с использованием математических квест- игр;
Подбор и изготовление наглядных пособий «Запомни цифру», «Поезд геометрических фигур», «Разноцветная неделя» и др.
Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру по формированию элементарных математических представлений;
III этап:
Проведение развлечений : «Царица всех наук - математика».
Оформление фото – выставки «Интересная математика в детском саду».
Презентация по теме: «Познаем, исследуем, творим»
Работа с родителями :
Анкетирование родителей «Математика в Вашей семье»
Консультации: «1000 вопросов почему», «Изучаем математику дома»
Индивидуальные беседы;
Помощь в изготовлении дидактических пособий;
Ожидаемые результаты:
Интересные, необычные занятия по математике в виде квест-игры помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений, дети научатся думать, рассуждать, решать, делать выводы, объективно оценивать свои результаты, выполнять умственные операции.
Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством игры.
Методы и приемы
взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности
Наглядные Использование пособий для достижения цели
Практические Игровые действия, внезапное появление объектов, элементы соревнования, создание игровой ситуации, моделирование.
Полученные результаты:
Дети ориентируется в окружающем пространстве, в здании детского сада и определяет направление движения (направо, налево, вперед, вверх, вниз);
Умеют договариваться с взрослыми, сверстниками по поводу дальнейших действий, правильно задают вопросы, проявляют инициативу, умеют логически мыслить решая математические задачи.
Список литературы:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.
В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.
Полат Е. С. Метод проектов https://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
07г.
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера (раздаточный материал)
Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пообие – СПб. : Корвет, 2011
Приложение 1
Квест-игра «Ключ в страну знаний»
I этап: формирование у детей внутренней мотивации
(Утром до прихода детей в группе выставляю чемоданк, дети предлагают открыть и посмотреть содержимое, но перед этим высказывают свои предположения, что может там хранится.
Д. - сокровища, старые предметы, одежда, продукты и т. д.
На чемодане к ручке привязана записка, чтоб открыть его необходимо пройти все испытания)
II этап: планирование с детьми их деятельности
(Осуждаем, чертим на карте очередность выполнения заданий)
1. Остановка по карте в группе: задание «Архитекторы» построить город. Оборудование: строительный материал разного размера, цвета (в процессе перехода из группы в музыкальный зал по лестнице закрепили счет, ориентировку направо, прямо, налево)
2. Остановка по карте в музыкальном зале: задание «Решаем задачи» Оборудование: ноутбук, экран, презентация: «Задачки для дошкольников»
3. Остановка по карте в спортивном зале: задание «Что больше» измерить длину, ширину спортивного и тренажерного залов. Оборудование: две рулетки, маркеры.
4. Остановка по карте в кабинете «Эксперименты». Задание: любые эксперименты, например: сколько столовых, чайных ложек сахара входит в 100 граммовый стакан и т. д.
5. Головоломка - работа со счетными палочками, пазлами, блоками Дьенеша и т. д.
(Пройдя все испытания, дети находят ключ и открывают чемодан. В нем находятся книги по познавательному (математическому) развитию : «Раскрась цифры», «Сравни предметы», «Узоры по клеточкам» и т. д.)
III этап: реализация детского замысла
На протяжении всех испытаний, поощряю, поддерживаю, советуюсь с детьми.
IV этап: рефлексия