Судоргина Дарья
Наглядные методы в системе экологической работы с детьми
▼ Скачать
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения. Требования к организации наблюдения:
1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной деятельности.
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации.
Публикация «Наглядные методы в системе экологической работы с детьми» размещена в разделах
3. Необходимо продумывать систему, взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают. 4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
5. Знания, полученные в процессе наблюдения, должны подкрепляться, уточняться с помощью других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
Л. В. Занков выделяет такие особенности наблюдения, как полноту восприятия частей и свойств объектов в соответствии с задачами наблюдения, умение подметить малозаметные черты в предмете или явлении.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождается самостоятельное суждение, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.
В дидактике существуют различные классификации наблюдений
1. По длительности:
– эпизодические (младшая группа);
– длительные (ведутся в течение многих дней, а иногда и недель, например, наблюдение за развитием лягушки, за ростом растений).
2. По организации:
– плановые (по плану воспитателя);
– возникшие по инициативе детей.
3. По месту проведения:
– в естественных условиях (в парке, лесу) (чаще проводятся в старшем дошкольном возрасте);
– в искусственных условиях.
4. По количеству участников:
– индивидуальные (чаще в младших группах);
– коллективные (наибольшего эффекта достигают наблюдения в подготовительной группе, т. к. дети уже способны относить слово воспитателя, обращенное ко всем, лично к себе);
– групповые наблюдения (по подгруппам – в младшей и средней группах).
5. Сравнительные наблюдения. Применяются чаще в старшей группе, т. к. дети не только видят особенности, вычленяют основные признаки, но и устанавливают взаимосвязи между ними. У них достаточно опыта, чтобы заметить новое, заметить происходящие в природе изменения, проследить развитие, установить простейшие, последовательные и причинные связи явлений.