Мария Арещенко
Наглядное моделирование как технология развития связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Арещенко Мария Юрьевна
МДОУ «Детский сад №36 «Колокольчик»
с. Солдато-Александровское Советского района
«Наглядное моделирование - как технология развития связной речи детей дошкольного возраста»
Речь – это важнейшее средство общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене разнообразной информацией, познании, образовании. К сожалению, характерная особенность современных детей – отставание в развитии речи – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Публикация «Наглядное моделирование как технология развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Информационные технологии позволяют людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты. Все это привело к изменениям в коммуникативной сферы – заметному оскудению речи, это становится актуальной проблемой, тем самым подчеркивая необходимость развития у детей связной выразительной речи. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
Эффективным средством работы в данном направлении служит метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
В качестве условных заместителей (моделей) могут выступать:
геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
опорные картинки (предметные и сюжетные картинки, серии сюжетных картинок);
предметно-схематичные планы и условные обозначения (сенсорно-графические схемы, предметно-графические схемы, опорные схемы-карточки, мнемодорожки, мнемотаблицы).
Дидактическим материалом, по развитию связной речи в рамках изучения второй годовой задачи, служили: «Мнемо карточки: изучение цвета», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений», «Мнемодорожки: заучивание стихотворений». Прием наглядного моделирования используется в работе с детьми в совместной организованной деятельности - это пересказ художественной литературы, заучивание стихов.
Работу с использованием карт-схем начинаем с заучивания стихов. На первых порах при заучивании предлагается карточка с изображением описываемого предмета (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения запоминания текста, так как детям легче запомнить текст, когда они непосредственно видят описываемый предмет. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.
Мнемотаблица для заучивания стихотворений. Детям предлагалось по желанию выбрать знакомые картинки с изображением предметов и рассказать о ней по плану, выученный текст.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
1. Усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2. Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3. Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка”, "Колобок” и т. п.
Для того чтобы научить детей последовательно излагать сюжет сказки, в своей работе, использую наглядные модели. Сначала дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Воспитатель рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. На первых этапах в качестве элементов модели используются картинки с изображением персонажей сказки, а затем их можно заменить символами-заместителями (силуэтными изображениями).
Итогом систематической работы по развитию речи с помощью моделирования является то, что дети смогут составлять развёрнутые рассказы, пересказывать литературные произведения, сочинять собственные.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше мы будем развивать речь, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как именно речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.