Ольга Александровна Ядрова
Изменения, внесенные в образовательную программу с учетом национально — регионального компонента Республики Бурятия
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, внесенные в образовательную программу с учетом национально – регионального компонента.
Пояснительная записка.
Республика Бурятия – одна из многонациональных регионов Российской Федерации. В законе республики Бурятия об образовании четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Публикация «Изменения, внесенные в образовательную программу с учетом национально — регионального компонента Республики Бурятия» размещена в разделах
Изменения в программе «От рождения до школы» (региональный компонент) составлены с учетом национальных и региональных особенностей республики Бурятия, которые предусматривают следующие направления деятельности:
• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих республику Бурятия. Формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
• Ознакомление с природой родного края. Формирование экологической культуры.
• Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих республику Бурятия, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РБ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно –прикладным искусством.
1. Физическое развитие (физическая культура, здоровье)
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
Создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
Развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (русских, бурятских и др.) спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
Осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ п. Селенгинска.
Совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
2. Социально – личностное развитие (безопасность, социализация, труд)
Использование национально – регионального компонента в направлении социально – личностного развития ребенка включает:
• Развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РБ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых, работающих в Селенгинске; детей других национальностей народов Бурятии, родной природы, общественной жизни.
• Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного поселка.
3. Познавательное и речевое развитие (Познание, чтение художественной литературы, коммуникация)
Основными задачами в познавательно – речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются :
• Воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Бурятия и поселке Селенгинск.
• Ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности; широко использовать возможности музейной и народной педагогики.
4. Художественно – эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)
Художественно – эстетическое развитие дошкольников средствами русского, бурятского, эвенкийского музыкального, декоративно – прикладного, литературного искусства включает в себя:
• Создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, танцах, живописи, театре и литературе;
• Развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно – прикладному искусству народов, проживающих в республике Бурятия, в родном Селенгинске.
• Воспитание нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с произведениями бурятского, русского и других народов.
Содержание направлений с учетом регионального компонента (НРК)
1.
Физическое развитие Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу русского и бурятского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя русский и бурятский фольклор.
Развитие интереса к подвижным играм бурятского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
2. Социально-личностное развитие
Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр.
Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности, отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, используя малые формы устного творчества своего народа.
Формирование представлений об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту).
Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений русского и бурятского народа.
Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности.
Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного поселка.
Ознакомление с зеброй, светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту.
Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного поселка.
Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края.
3.
Речевое развитие Ознакомление с образцами бурятского и русского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками.
Формирование умений правильного понимания смысла произведений.
Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений.
Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами бурятского фольклора.
Развитие всех компонентов устной речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка. Развитие свободного общения с взрослыми на родном языке.
4. Художественно-эстетическое развитие Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды.
Расширение знаний детей о своем родном поселке –воспитание интереса к явлениям родной природы.
Развитие интереса к национальной бурятской и русской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр.
Формирование интереса бурятскому, русскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий бурятским орнаментом.