Приложение МААМ

Наблюдения за птицами в мае на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Нина Александровна Волкова
Наблюдения за птицами в мае на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание.

1 неделя мая – в наши края прилетели ласточки и мухоловки.

1. Наблюдение «Ласточка» – рассказ о ласточке.

2 неделя мая – в наши края прилетели соловьи и стрижи.

2. Исследовательская деятельность «Смелые птицы».

3. Наблюдение «Певчие птицы» – рассказ о соловье, ввести понятие певчие птицы.

4. Целевая прогулка в сквер (парк) «Птичьи песни».

Публикация «Наблюдения за птицами в мае на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

5. Разговор-размышление «Зачем птицы строят гнёзда

4 неделя мая – в наши края прилетели иволги.

6. Наблюдение «Птичьи новости» – рассказ об иволге

Перелётные птицы

(май).

май 1 неделя

Наблюдение «Ласточки".

Задачи. Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

— Мне сорока новость на хвосте принесла, что в наши края прилетели ласточки и мухоловки. Что вы знаете об этих птицах?

— Почему эти птицы прилетели в наши края?

— Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы. Ласточки и мухоловки – насекомоядные птицы.

Весёлые упражнения «Птицы с юга прилетают».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Рассказ педагога.

— Прилетели к нам из тёплых стран деревенские ласточки. Этих птиц в народе ласково называют касатки. Размером ласточка немного меньше воробья. У ласточки удлинённое туловище, длинные узкие крылья, хвост с глубоким вырезом посередине, слегка приплюснутая голова и короткий клюв. Если посмотреть на ласточку сверху, пёрышки у неё сине-чёрные, снизу пёрышки белые. На лбу и передней части шеи светло-коричневые пятна.

Ласточки удивительные строители. Они лепят свои гнёзда из соломы, глины и земли. Ласточкино гнездо похоже на чашу или шар.

Ласточка в полёте напоминает самолёт. Она парит в воздухе, то поднимаясь вверх, то резко пикируя вниз. Вы думаете, ласточка играет? Нет, она ловит себе и своим детям корм, летающих насекомых. За лето ласточки уничтожают очень много вредных насекомых: комаров, мух, слепней, мошек.

май 2 неделя

Исследование «Смелые птицы».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Говорят воробей смелая птица?

Никого она не боится?

Это точно или нет,

Срочно дайте мне ответ.

— Как вы думаете, весной изменилась жизнь птиц или нет?

— Вопрос: можно ли воробья назвать смелой птицей? Выяснить: как ведёт себя воробей весной. Задание понятно?

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Воробья можно назвать смелой птицей.

Рассказ педагога.

Воробьи – смелые птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота.

Смелые и дружные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остается, как улететь прочь.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Смелые воробьи.

Бежит среди цветов и трав,

Садовая дорожка.

И, к жёлтому песку припав,

Крадётся тихо кошка.

«Ну, – думаю тревожно я, –

Тут что-то не в порядке!»

Гляжу – два шустрых воробья

Обедают на грядке…

Пируют мирно воробьи,

А кошка уж у грядки.

Шерсть дыбом, хищные зрачки

Горят, как в лихорадке.

Хотел я крикнуть громко: «Брысь!»

В каком страхе диком.

Вдруг птички сами сорвались

И закружились с криком.

Сердито крылышками бьют,

Пищат над кошкой, вьются,

Ей отдышаться не дают,

Одуматься, очнуться.

Она от них — они за ней,

Орут: «Ага, попалась!»

Домчалась кошка до сеней,

Юрк в щёлку и … пропала.

Лев Квитко

Наблюдение «Певчие птицы».

Задачи. Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

— Мне сорока новость на хвосте принесла, что в наши края прилетели соловьи и стрижи. Что вы знаете об этих птицах?

— Почему эти птицы прилетели в наши края?

— Солнце пригревает сильнее, всё больше и больше насекомых вылетают и выползают из зимних убежищ. Соловьи и стрижи – насекомоядные птицы.

Весёлые упражнения «Птицы с юга прилетают».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Рассказ педагога.

Я сегодня утром слушала пение соловья. У соловья волшебное пение, да скромное оперение. Соловей – маленькая, коричневато-бурая птичка, немного крупнее воробья. Соловей – певчая птица.

Все птицы весной поют свою песню, кто как умеет. Но есть птицы, чьё пение восхищает людей. Таких птиц называют певчими. Пение их несравненно, разнообразно, отличается гибкостью звуков, чистотой мелодии. У каждого певца песня своя. Люди с давних пор пытались повторить пение птиц. Попытаемся и мы с вами повторить песню певчей птички.

Игра «Птичьи голоса»

— Повторите песенку птички. Слушайте и запоминайте.

Песня воробья. Чио-чио, фью-фью-фью, чик-чирик, чью-чью-чью!

Песня соловья. Тимох-тимох, клёх-клёх, сурик-ко-ко, сурик-ко-ко!

Песня иволги. Фить-пирю, фиу-лиу, фить-пирю, фиу-лиу!

Целевая прогулка в сквер (парк) «Птичьи песни».

Задачи. Формировать реалистические представления о птицах. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение различать на слух голоса птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Содержание прогулки.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Вы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет тех песенок чудесней.

— Цель нашей прогулки: послушать пение птиц. В городе очень сложно услышать голоса птиц. Шум машин, голоса людей заглушают пение птиц. Но если хорошо прислушаться, то можно услышать птичьи голоса. Только самые внимательные дети услышать птичьи песни. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей прислушаться к пению птиц, узнать, чья это песенка. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Рассказ педагога.

Для птиц весенние песни – это очень серьёзное и важное дело. Поют только самцы. Весной возвратится домой маленький певун и немедленно во весь голос заявит: “Я здесь! Я прилетел и занял участок”. Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. И если рядом раздаётся песня соперника-сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. А другие птицы – пожалуйста! – селитесь хоть в двух шагах. Ведь у других птиц и корм другой, и материал для гнезда, так что с такими соседями спорить не о чем. Есть у птичьей песни и иное назначение. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как будто говорит: “Я тут. Я нашёл отличное место для гнезда, здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов”. Послушает птица-мама одну песенку, послушает другую, какая песенка ей понравится, туда она и полетит.

— Какие птичьи голоса вы услышали?

— Почему весной птицы поют чаще, чем в другое время года?

— Каких певчих птиц вы знаете?

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Весной вся природа оживает. Птицы радуются наступлению тёплой погоды. Они поют песни, чтобы привлечь внимание других птиц, каждая птица поёт по-своему.

Стриж.

Чёрный стриж крупнее ласточки. Крылья у него длинные, серповидные, хвост вильчатый. Оперение стрижа сверху тёмное, снизу светлое. Подбородок и горло украшены округлённым белым пятном. Пальцы на лапках стрижа направлены в одну сторону, поэтому стриж не может передвигаться по земле. Вся жизнь стрижа проходит в воздухе. Ест и пьёт стриж на лету, даже спит в воздухе. При этом спящий стриж плавно скользит в воздухе, просыпаясь каждые 4-5 секунд, чтобы несколько раз взмахнуть крыльями. Если за ночь стрижа уносит ветром от места отдыха, утром он быстро возвращается к своему гнезду.

Гнездятся стрижи в расщелинах стен, реже в скворечниках и дуплах. Стрижи строят гнёзда из подобранных в полёте перьев и травинок, которые они соединяют в плоскую чашу.

Стрижи могут находиться в воздухе без остановок 2-3 года. Они на протяжении этого времени едят, пьют и спят, не садясь на землю, и преодолевая расстояние до 500 000 км.

Полёт у стрижа стремительный, стриж, то парит высоко в воздухе, то часто, часто взмахивает крылышками. Летит стриж со скоростью автомобиля.

Летает стриж высоко в воздухе, там, где много насекомых, чаще над городами.

В воздухе стриж своим клювом ловит насекомых. Клюв у стрижа похож на сачок. Стриж приносит птенцам в своём клюве за один раз около одной тысячи насекомых.

Но если на улице идёт дождь, насекомые исчезают. Что же делать? Стрижи улетают далеко от гнезда, туда, где нет дождя, а птенцы впадают в спячку и ждут своих родителей.

Разговор-размышление «Зачем птицы строят гнёзда?»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Закреплять представления детей о птицах.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

— А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые.)

— Из чего строят гнёзда птицы? (Из старых травинок, веточек, пушинок, лоскутов, мха, березовой коры и другого материала)

— Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)

Весна.

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» —

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут —

Всё пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнёздах будут детки

Их желторотые птенцы.

Шорыгина Т. А.

Весёлые упражнения «Птицы с юга прилетают».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Рассказ педагога.

Строительство гнезда — дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка. Я хочу вам рассказать о сороках. Сороки строят сразу несколько гнёзд, а потом выбирают из них лучшее. Сороки любят строить гнёзда в зарослях ивняка по берегам лесных рек и ручьёв, в молодых светлых и просторных сосновых лесах, на вырубках и на опушках. Построенное из сухих веток сорочье гнездо — большое и удобное. Внутри гнезда — чаша, вылепленная из глины и устланная пухом, шерстью, соломинками и травинками. Это сооружение защищает от непогоды самая настоя-щая крыша: сороки ставят под углом ветки и сучья, которые образуют купол.

май 4 неделя

Наблюдение «Птичьи новости».

Задачи. Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

— Сейчас по лесному календарю месяц песен и плясок. Почему его так назвали?

— Мне сорока новость на хвосте принесла, что в наши края прилетели иволги. Что вы знаете об этой птице?

Иволга.

Прилетает иволга в рощи позже всех,

И гнездится иволга в рощах выше всех.

С ветром повстречается: «Как бы не унёс!»

На гнезде качается в зелени берёз.

Иволга, иволга, песней нас встречай,

Золотая иволга флейтой отвечай!

Ярким оперением, украшая лес,

Переливным пением, оглашая лес,

Иволга торопится вывести птенцов

И на юг воротится раньше всех певцов.

Иволга, иволга, песней нас встречай,

Золотая иволга. Флейтой отвечай!

Агния Барто

Весёлые упражнения «Птицы с юга прилетают».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Рассказ педагога.

Иволга – очень красивая певчая птица. Ярко–жёлтое оперение у самца, и зеленоватое у самки. Несмотря на красивое оперение, заметить иволгу в природе нелегко. Она боязлива и осторожна, держится всё время в густой листве высоких деревьев, где и строит себе гнездо.

Иволга – одна из самых лучших певуний наших лесов, но может издавать и резкие неприятные звуки, чтобы отпугнуть врагов от гнезда. Недаром иволгу зовут лесной флейтой и лесной кошкой.

Иволга позже всех прилетает в наши края, и раньше всех улетает далеко-далеко, в Тропическую Африку.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Весенние наблюдения за птицами»Фотоотчет «Весенние наблюдения за птицами» Весна! Природа просыпается. Удивительный мир природы встречает детей морем запахов, звуков, загадок и тайн. Он заставляет детей думать,.

Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке. Совместная деятельность с детьми 5-6 лет. Предисловие. Птицы – единственно доступный для.

Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке в марте. Поведение птиц весной (гнездование)март 1 неделя h4]Наблюдение «О чём поют воробышки.

Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке. Содержание 2 книги. «Лесные гости» (ноябрь – декабрь). 1. Исследование «Синицы» – рассказ.

Наблюдения на весенней прогулке с детьми 3–4 лет Месяц, неделя Тема наблюдения Цель Художественное слово Март 1 неделя За солнышком Формировать представления о сезонных изменениях в природе:.

Наблюдения за птицами на прогулке. Истории из жизни птиц весной из каждодневных наблюдений (фотоотчёт)Наблюдения за птицами на прогулке. Истории из жизни птиц весной из каждодневных наблюдений (фотоотчёт) Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Наблюдения за птицами в апреле на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста «Перелётные птицы» (апрель).1. Рассказ педагога «Международный день птиц» – 1 апреля 1 неделя апреля – в наши края прилетели жаворонки,.

Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста товарищей. Используя неглавные роли, ребенок старался вернуть прежнее доверие. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят,.

Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Особое место в режиме дня детского сада занимает прогулка. При организации прогулки мы учитываем, прежде всего, подбор разных видов игр.

Сценарий образовательной деятельности на прогулке «Зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Задачи: Способствовать развитию умения у детей: • ставить цель своей деятельности;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения за птицами в мае на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 мая 2016 в 05:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдения за птицами в мае на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова (УИ 415294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД