Нина Александровна Волкова
Наблюдения за птицами в апреле на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Перелётные птицы» (апрель).
1. Рассказ педагога «Международный день птиц» – 1 апреля
1 неделя апреля – в наши края прилетели жаворонки, трясогузки, лебеди, дрозды, зяблики, пустельги и коршуны.
2. Наблюдение «Птицы с юга прилетают»– рассказ о трясогузке.
3. Рассказ педагога «Птиц на волю отпущенье» –7 апреля
2 неделя апреля – в наши края прилетели гуси, утки, чайки, журавли, кулики.
4. Беседа «Водоплавающие птицы» – рассказ о кулике.
Публикация «Наблюдения за птицами в апреле на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Прогулки. Апрель
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
4 неделя апреля – в наши края прилетели пеночки, горихвостки, вальдшнепы, лесные коньки.
5. Наблюдение «Перелётные птицы» – рассказ о вальдшнепе.
апрель 1 неделя
Рассказ педагога «Международный день птиц» (1 апреля)
Задачи. Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Воспитывать бережное отношение к птицам. Расширять кругозор детей.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
— 1 апреля – Международный день птиц. Птицы наши меньшие братья. Мы должны их защищать и помогать им. Как вы думаете, смогут ли люди прожить без птиц? Почему?
Люблю птиц.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!
Г. Ладонщиков
— Весной перелётные птицы возвращаются домой. Долго-долго летят птицы, много дней и ночей. Разные опасности встречаются птицам на пути: злые охотники, плохая погода. Люди всех стран договорились, помогать перелётным птицам, оберегать их во время долгого пути. А дома пернатых путешественников уже ждут. Люди строят домики для птичек и развешивают их на деревьях. Изготовления птичьих домиков – это старинная русская традиция. Как называется домик для птиц? (скворечник)
— А ещё для птиц строят гоголятники для гоголя и других водоплавающих птиц, стрижатники для стрижей, синичники для … (синиц).
Желательно повесить птичий домик на территории детского сада.
Весёлые упражнения «Скворечник».
Прилетели все синицы,
И скворцы слетелись,// Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).
Папа мой сегодня сделал
Новенький скворечник. // Остановиться, удары кулачок о кулачок.
Зачирикали все птицы,
Песни звонко пели, // Прыжки на месте, взмахи руками (крыльями).
К нам весна пришла,
Встречайте, звонкие капели. // Хлопки в ладоши.
Р. Эйдельман
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Наблюдение «Птицы с юга прилетают».
Задачи. Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
— Мне сорока новость на хвосте принесла, что в наши края прилетели жаворонки, трясогузки, лебеди, дрозды, зяблики, пустельги и коршуны. Что вы знаете об этих птицах?
— Почему эти птицы прилетели в наши края?
— Прилетели жаворонки, трясогузки, лебеди, дрозды, зяблики, пустельги и коршуны. Кого из этих птиц мы можем увидеть в городе? (трясогузку)
— Солнце пригревает сильнее, растаял снег, стало теплее и с юга прилетают перелётные птицы жаворонки, трясогузки, лебеди, дрозды, зяблики, пустельги и коршуны.
Весёлые упражнения «Птицы с юга прилетают».
Птицы с юга прилетают,
Места родные заселяют. // Дети бегут по кругу, машут руками (крыльями).
Песни весело поют,
Гнёзда для птенчиков вьют, //
Круговые движения рук перед грудью, одна рука вращается вокруг другой.
Веточки и траву собирают,// Наклон, выпрямиться.
Гнёзда сплетают. // Круговые движения рук перед грудью.
Пухом гнёзда выстилают,// Наклон, выпрямиться.
Птенчиков ожидают. // Руки в стороны.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Рассказ педагога.
Я сегодня увидела трясогузку. Спинка и бока у трясогузки серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками. У трясогузки длинный хвост. Трясогузка бегает по земле, весе-ло потряхивая длинным хвостом, на ходу она ловко хватает клювом мошек и кома-ров. Трясогузка не боится людей.
Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах ещё лежит лёд. В народе трясогузку называют «ледоломкой» — птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших в лёд жучков, трясёт хвостиком — «лёд ломает». Своё гнездо трясогузка обычно устраивает в кустах по берегам рек и ручьев. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе, и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок.
Рассказ педагога «Птиц на волю отпущенье» (7 апреля)
Задачи. Формировать представление детей о народных культурных традициях. Воспитывать бережное отношение к птицам. Расширять кругозор.
Беседа.
— Люди всегда оберегали и защищали птиц. Зимой озябших птиц приносили домой, кормили, поили и, как вы думаете, что происходило дальше?
— 7 апреля народный праздник – Благовещенье. Благовещенье – птиц на волю отпущенье. Почему птиц отпускали на волю?
— Птица в неволе не живёт, соловей в клетке не поёт.
Лети!
Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую пичугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить её в лес – на свободу.
Ю. Могутин
— На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай 7 апреля отпускать птиц на волю, и просить птиц привести весну. Выпуская птиц, приговаривали:
Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Серые воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Весёлые упражнения «Весна пришла».
Птицы в небо летите,
Весну приведите. // Дети стоят по кругу, поднимают руки вверх.
Ай, люли-люли,
Весну приведите // Покружится на месте, фонарики.
Принесёт весна
Золотые ключи. // Пружинка с поворотом вправо и влево, руки на поясе.
Ай, люли-люли,
Золотые ключи. // Покружится на месте, фонарики.
Замкнёт весна
Зиму лютую. // Медленно идут к центру круга, держась за руки.
Ай, люли-люли,
Зиму лютую. // Покружится на месте, фонарики.
Отомкнёт весна
Лето красное, // Отходят назад от центра круга, держась за руки.
Ай, люли-люли,
Лето красное. // Покружится на месте, фонарики.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
апрель 2 неделя
Беседа «Водоплавающие птицы».
Задачи. Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
— Мне сорока новость на хвосте принесла, что в наши края прилетели гуси, утки, чайки, журавли, кулики. Что вы знаете об этих птицах?
— Почему эти птицы прилетели в наши края?
— Прилетели гуси, утки, чайки, журавли, кулики. Кого из этих птиц мы можем увидеть в городе? Почему?
— Солнце пригревает сильнее, растаял лёд на реках и озёрах, вернулись птицы, которые живут возле воды: гуси, утки, чайки, журавли, кулики.
Весёлые упражнения «Птицы с юга прилетают».
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Рассказ педагога.
Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
— Кулик, кулик
Замыкай зиму, Отпирай весну,
Тёплое лето!
А вы знаете, кто такой кулик? Кулик это птица, размером с ворону. У нас в Челябинской области живёт кулик – сорока, его можно встретить на юге, на берегу рек или озёр. Кулик очень быстро и ловко летает, проворно бегает и прекрасно плавает. Узнать кулика можно по ярко-малиновым ногам и длинному красному клюву.
Зачем кулику длинный клюв? Этим клювом кулик достаёт под водой моллюсков, червей, ракообразных. В полях и степях кулики уничтожают вредных насекомых.
Гнездо кулик строит возле воды. Гнездо кулика – это ямка. Подстилки либо совсем нет, либо она весьма скудная и состоит из нескольких травинок или листочков. Кулик – редкая птица. В природе куликов осталось очень мало. Поэтому они занесены в красные книги России и Челябинской области.
апрель 4 неделя
Наблюдение «Перелётные птицы».
Задачи. Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
— Сейчас по лесному календарю месяц возвращения перелётных птиц на Родину. Почему его так назвали?
— Мне сорока новость на хвосте принесла, что в наши края прилетели пеночки, горихвостки, вальдшнепы, лесные коньки. Что вы знаете об этих птицах?
— Почему эти птицы прилетели в наши края?
— Прилетели пеночки, горихвостки, вальдшнепы, лесные коньки. Кого из этих птиц мы можем увидеть в городе? Почему?
— Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы. Пеночки, горихвостки, вальдшнепы, лесные коньки осторожные птицы, в город они не прилетают, в лесу жить предпочитают.
Весёлые упражнения «Птицы с юга прилетают».
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Рассказ педагога.
Я хочу рассказать вам об удивительно птице вальдшнеп. Встретить эту птицу мы можем на севере Челябинской области в лесу. Вальдшнеп живёт в лесу, но строит своё гнездо на земле, в кустах. У вальдшнепа очень большие глаза и длинный клюв. Это ночная птица, ночью вальдшнеп бегает по земле и своим длинным клювом вытаскивает из земли червяков и жуков.
В народе считают, что если кто-то потревожит гнездо этой птицы, вальдшнеп берёт птенца в лапы и переносит его на новое место.