Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.
Содержание 2 книги.
«Лесные гости» (ноябрь – декабрь).
1. Исследование «Синицы» – рассказ о синицах.
2 Разговор–размышление «Почему люди празднуют Синичкин день» –12 ноября.
3. Наблюдение «Лесные гости» – ввести понятие кочующие птицы.
4. Исследование «Кто к нам в гости прилетел?» – рассказ о снегирях.
5. Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».
6. Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?» – рассказ о свиристелях
7. Наблюдение «Птичья столовая».
Публикация «Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
«Зимующие птицы» (январь).
8. Наблюдение «Птицы зимой» – ввести понятие зимующие птицы.
9. Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»
10. Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой»
11. Исследование «Что делают птицы вечером?»
12. Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»
13. Наблюдение «Зимующие птицы».
«Лесные гости»
ноябрь 2 неделя
Исследование «Синицы».
Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.
Ход исследования.
С грудкой жёлтой знаете птицу,
Называется синица.
Дайте, дети, мне ответ,
Синицы в городе или нет?
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: есть ли среди птиц синицы. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Синицы прилетели (не прилетели) в город.
Рассказ педагога.
Сегодня я хочу рассказать вам о синице. Синица – красивая птица: жёлтые пёрышки её украшают, чёрная полоса внимание привлекает. Своё имя она получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь! Синь-синь!».
Синица – любопытная птица, всем интересуется, всюду суёт свой клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Синица – лесная птица, лес от вредных насекомых очищает, растения защищает. Зимой в стайки синицы собираются, поближе к людям перебираются. Зимой синицы доброе дело продолжают, вредных насекомых истребляют.
Вы синицам зимой помогите, кормушки смастерите. Синицы жирную пищу предпочитают, от холода лучше она защищает. Несолёное сало, масло, семечки в кормушку положите, синичек зимой покормите.
Разговор–размышление «Почему люди празднуют Синичкин день»
.
Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Закреплять представления детей о птицах. Развивать интерес к народным приметам. Воспитывать желание заботиться о птицах зимой.
Беседа.
— Есть такая пословица «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
12 ноября экологический праздник – Синичкин день. В этот день жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.
— Зачем они это делают? (ответы детей)
— Почему птиц зимой нужно подкармливать? (ответы детей)
— Почему люди назвали праздник Синичкиным днём, а не Воробьиным, или Голубиным? (ответы детей)
— Что мы можем с вами сделать в Синичкин день?
На участке детского сада вывешивают птичьи кормушки.
— А вы знаете, что предусмотрительные синицы прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдёт припасён-ного летом жучка и склюёт его. Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для других птичек. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.
— Запомните народные приметы.
• Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот-вот грянут морозы.
• Если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу.
• Если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.
Синицы.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Жёлтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
Юрий Синицын
декабрь 1 неделя
Наблюдение «Лесные гости».
Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.
Беседа.
Положить корм в птичьи кормушки.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Жёлтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Юрий Синицын
— Откуда прилетели к нам жёлтогрудые синицы? (ответы детей)
— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». К нам из зимнего леса прилетают синицы, снегири, свиристели, дятлы. Как вы думаете, почему эти птицы прилетают к нам в город из леса? (ответы детей)
— В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы.
— Как мы можем помочь лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)
Весёлые упражнения «Лесные гости».
Вот весёлые птички
Жёлтогрудые синички,
С ветки на ветку летали
Семена собирали. // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).
Красногрудые снегири
От зари и до зари
В парке летали,
Почки деревьев клевали. // Подпрыгивание на месте, взмахи руками (крыльями).
Свиристели прилетели,
Громко песенку запели, // Пружинка с поворотом вправо и влево.
Ягоды рябины собирали,
С места на место перелетали. // Наклон, выпрямиться.
Дятел в гости прилетел,
На дерево тихонько сел,
По стволу клювом застучал,
Короедов всех прогнал. // Ударяют кулачок о кулачок.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Рассказ педагога (в группе).
Поползень
Если вдруг, на глаза вам попалась серая птичка, которая совершенно не задумывается над тем, как передвигаться по дереву и ходит по стволу то вверх, то вниз, будто гуляя по земле – можно не сомневаться, это ещё один лесной гость, поползень. Спинка у поползня серо-голубая, брюшко – светлое. По бокам головы, от клюва и через глаза проходит чёрная полоска.
Находясь в постоянном поиске корма, поползень крепким клювом отламывает кусочки коры с деревьев, за которыми прячутся насекомые. Обнаружив лакомство в больших количествах, он, не задумываясь, поделиться им с соседями. Издав резкий свист, птица приглашает к «столу» синиц, которые с удовольствием отведают угощения, найденные поползнем. Не прочь поползень полакомиться семечками из кормушки. Набрав в длинный клювик три – четыре семечки, он перелетает на другое дерево, и ловко рассовав семечки в коре дерева, выдалбливает из них зёрнышки.
Щур.
А вот прилетел к нам в город из хвойных лесов щур. У щура серо-малиновое оперение, толстый, короткий, чуть крючковатый клюв. Зимой щуры, соединяясь стайками, кочуют, спускаясь постепенно к югу и придерживаясь хвойных лесов. Питаются щуры семенами хвойных деревьев, ягодами рябины.
Щегол.
Щегол – очень подвижная птица. Он выделяется своей красно-чёрно-жёлтой окраской, его вряд ли можно спутать с какой-либо другой птицей.
Осенью и зимой стаи щеглов кочуют от поля к полю, по заброшенным лугам и полям, где собирают семена чертополоха, лопухов и других сорняков, или же ловко лазают по самым тонким веточкам берёзы и ольхи, доставая из маленьких шишек семена.
Исследование «Кто к нам в гости прилетел?»
Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.
Ход исследования.
Положить корм в птичьи кормушки.
Мы кормушки смастерили
Птичьи столовые открыли.
Кто к нам в гости прилетает,
Кормушки наши посещает?
— Задание: понаблюдать за кормушками. Выяснить: какие птицы прилетают к нашим кормушкам. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.
Рассказ педагога.
Я сегодня увидела снегиря. На голове у него – красивая чёрная шапочка. Такого же цвета и крылья. На спинке перья окрашены в серый цвет, а на боках головки и грудка– в красный. Прилетают к нам снегири с первыми заморозками из хвойных лесов. Осенью снегири собираются в стайки, вместе летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.
Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!» Если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть.
Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».
Задачи. Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать желание наблюдать за птицами.
Содержание прогулки.
Положить корм в птичьи кормушки.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Александр Яшин
— Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).
— А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).
— Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?
— Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).
Во время прогулки обращать внимание детей на кормушки для птиц не только на территории детского сада, но и за забором (если они есть). Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.
— Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей).
Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки. Птиц много, поэтому и кормушек надо много.
Весёлые упражнения «Лесные гости».
Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?»
Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.
Ход исследования.
Положить корм в птичьи кормушки.
Мы кормушки смастерили
Птичьи столовые открыли.
За поведением птиц понаблюдаем,
Характер птичек мы узнаем.
— Задание: понаблюдать за поведением птиц. Выяснить: как птицы ведут себя возле кормушки. Как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке, ссорятся или нет, уступают ли друг другу. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Птицы ведут себя на кормушках по-разному. Воробьи часто ссорятся, отбирают корм друг у друга. Снегири спокойные птицы. Синички любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. Когда к кормушке подлетает крупная птица – ворона, сорока или голубь – маленькие птички отлетают в сторону.
Рассказ педагога.
Я сегодня увидела удивительных птиц. Это были крупные птицы, в нарядном оперении, с хохолком на голове. Они тихонько посвистывали, будто играли на свирелях: «Свири-свири-свир». А зовут этих удивительных птиц свиристелями. Свиристели любят спелые ягоды рябины. Стайками они перелетают с одного дерева на другое.
Свиристели.
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюём рябины кисти —
Лучше ягод не найдёшь!»
Шорыгина Т. А.
Наблюдение «Птичья столовая».
Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник — снегири,
Ярче утренней зари.
3. Александрова
— А какие птицы прилетали в нашу птичью столовую? (ответы детей)
— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». Какие птицы прилетели в город из леса? (ответы детей)
— Как выдумаете, почему птицы перелетают зимой из леса в город? (ответы детей)
— Как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)
— В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы.
Весёлые упражнения «Лесные гости».
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
«Зимующие птицы»
январь 4 неделя
Наблюдение «Птицы зимой».
Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
…Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие, те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи…
К. Мухаммади
— Что это за птицы, что не боятся мороза и вьюг? (ответы детей)
— Воробьи и голуби, вороны и сороки – это зимующие птицы. Они не улетают на зиму в тёплые края, а остаются зимовать с нами, поэтому их и называют зимующие птицы. В город из леса прилетают лесные гости: синицы, дятлы, и кочующие птицы: снегири, свиристели.
— По лесному календарю сейчас месяц «Лютого голода». Птицам зимой трудно найти корм под снегом, поэтому и наступает лютый голод. Лютый – значит очень сильный. Многие птицы не доживают до весны, умирают от голода.
— Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
Воробьи и голуби
В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).
Грустные, нахохлившись,
На берёзу сели. // Присесть, встать
Лапки поднимали,
Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять
Зёрнышки искали,
Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.
Мы кормушки смастерили,
Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.
Зимующим птицам рады мы,
Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»
Задачи. Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.
Ход исследования.
Почему птицы прыгают, летают,
А в игры не играют?
Почему так много едят,
Наверно потолстеть они хотят?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: почему птицы зимой постоянно в движении, чем они заняты. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Рассказ педагога.
Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и корма им нужно зимой намного больше, чем летом. «Сытому морозы не страшны» – говорят в народе. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с восходом солнца, и целый день ищут себе корм. А уж кто не нашёл еды и остался голодным – пропадёт ночью, замерзнёт! Корм легче найти в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к людям, к теплу и еде. Люди делают кормушки, подкармливают птиц, чтобы помочь птицам выжить зимой.
Вывод. Птицы постоянно двигаются, чтобы найти корм и не замёрзнуть. Птицы много едят, потому что сытая птица не замёрзнет.
Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой».
Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия.
Содержание прогулки.
Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.
— Цель нашей прогулки: поведение птиц зимой. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят зимой птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.
В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.
Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Исследование «Что делают птицы вечером?»
Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о поведение птиц зимой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между временем суток и жизнью птиц. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.
Ход исследования.
Вечером птицы пропали!
Наверно их совы украли?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя вечером, когда на улице темно. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
На следующий день в группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Вечером птицы спят, потому что на улице темно.
Рассказ педагога.
В тёмное время суток, птицы спят. Они собираются в стайки, прячутся в дуплах, в густых ёлках, тесно прижимаются друг к другу и спят до восхода солнышка. Ночь особенно опасна для птиц, ночи зимой длинные, морозные. Если птица легла спать голодная, она может, не проснутся утром.
Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»
Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.
Ход исследования.
Почему зимующие птицы не замерзают?
Как себя от морозов оберегают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя в морозный день. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Рассказ педагога.
Птицы к зиме меняют оперение на более тёплое и густое зимнее оперение. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Когда птица сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло.
В полёте к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мёрзнет на лету. А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птицы стоят то на одной, то на другой ноге. Это они обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Зимующие птицы ночуют в дуплах, в густых ёлках, они тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла.
Вывод. В морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
Наблюдение «Зимующие птицы».
Задачи. Обобщить знания детей о зимующих птицах. Формировать представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
… Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
Сергей Есенин
— Какие птицы не боятся мороза и вьюг, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)
— Как называют этих птиц? (зимующие птицы)
— Что мы с вами узнали о зимующих птицах? (ответы детей)
• для того чтобы выжить птицам надо много корма;
• птицы постоянно в движении, в поисках корма;
• вечером птицы спят, потому что на улице темно;
• в морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.
— Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
Воробьи и голуби
В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).
Грустные, нахохлившись,
На берёзу сели. // Присесть, встать
Лапки поднимали,
Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять
Зёрнышки искали,
Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.
Мы кормушки смастерили,
Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.
Зимующим птицам рады мы,
Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.