Людмила Александровна Мурашкина
Наблюдения на весенней прогулке с детьми 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц, неделя Тема наблюдения Цель Художественное слово
Март 1 неделя За солнышком
Формировать представления о сезонных изменениях в природе: весной солнце светит ярче и теплее, чем зимой. «Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши –
Очень рады солнышку!»
За таянием снега Знакомить детей с таким природным явлением, как таяние снега (снег рыхлый, мягкий, темный) «Снег весною рыхлый, мягкий,
Мнется под рукой.
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой»
Темочки:
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Младшая группа
- Темочки
За голубями Учить замечать изменения в поведении птиц с наступлением весны (собираются вместе, воруют) «Стало солнце припекать,
Стали голуби летать,
Все воркуют и клюют,
Весну в гости к нам зовут»
Опытническая деятельность «Сосульки в тепле тают» Развивать умение устанавливать зависимость между таянием льда и температурой окружающей среды. «Вот сосульку мы с мороза
Принесли домой.
И закапали, как слезы,
Капельки с нее»
Целевая прогулка по участку Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе весной. «К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами»
Подвижные игры: «Выглянуло солнышко», «Веселые снежки», «Птички летают».
Март 2 неделя За сосульками Уточнить представления о сосульках как весеннем явлении в неживой природе «Блестящие, звенящие,
Хрустят, как леденцы.
Под крышами висящие
Сосульки - сорванцы»
За воробьями Развивать представления об изменениях в поведении птиц весной «Чик – чирик,
К зернышкам – прыг!
Клюй – не робей!
Кто это? Воробей!»
За капелью Познакомить с природным явлением весны - капелью «Солнце светит, ветры дуют,
С крыш закапала вода.
Слышно всюду: кап да кап!
Это капельки звенят»
Опытническая деятельность: «таяние снега на солнце» Продолжать формировать умение устанавливать элементарные зависимости таяния снега от солнца, делать выводы. «Солнышко пригрело,
Растопило лед.
И снежок растаял
В луже у ворот»
Целевая прогулка :
«В гости к елочке» Продолжать формировать представления об особенностях ели: не меняет свой цвет, не сбрасывает иголки. «Елка – елочка, колкая иголочка»
«Зимой и летом одним цветом»
Подвижные игры: «Веселые капельки», «Воробышки и автомобиль», «Дождик», «1,2,3 – к елочке беги!»
Март 3 неделя За синичками Закреплять представления о названии птицы, характерных признаках внешнего вида, особенностях поведения. «Маленькая птичка –
Желтогрудая синичка.
По двору гуляет,
Крохи собирает»
За ветром Продолжать развивать представления о характерных признаках весны: ветер теплый, ласковый. «Ветерок в лицо подул,
Свежим воздухом дохнул.
По щеке меня погладил,
В носике ласково лизнул»
За трудом взрослых Уточнить представления детей о труде взрослых в природе весной. «До чего же хорошо,
Радостно трудиться.
И не поздно никому
Доброте учиться»
Опытническая деятельность: «Наблюдение за веточками березы» Учить устанавливать причинно – следственные связи: где быстрее раскроются почки на ветках – на улице или в группе? «Веточки березы на окне у нас
Распустили почки, солнце увидав.
Первые листочки, покажитесь нам!
Мы вас ждали очень и очень рады вам!»
Целевая прогулка
«В гости к рябинке» Продолжать формировать представления детей о пробуждении растений весной, учить замечать изменения, делать элементарные выводы. «Тает снег в начале марта,
Солнце светит веселей.
Просыпается рябинка,
Ей от солнышка теплей!»
Подвижные игры: «Птички - невелички», «Ветер - ветерок», «Мы веселые ребята».
Март 4 неделя За небом Формировать представления о состоянии неба зимой (светлое, голубое, чистое, высокое). «Запрокинь головку,
Подними глаза.
Ты увидишь небо
В отблесках луча»
За кленом Продолжать учить различать по внешним признаками и называть растущие на участке деревья «Что за дерево большое
Без листочков, все в снегу?
Это клен заснул зимою.
Ну, вставай! Встречай весну!»
За проталинами Познакомить с природным явлением весны – проталинами, причинами их появления. «Что такое появилось
Среди снега по весне?
То проталинки – веснянки
Проглянули во дворе»
Опытническая деятельность:
таяние снега на солнце и в тени? Закреплять представления детей о свойстве снега – тает. «Солнце светит – тает снег.
Лишь в тени проталин нет»
Целевая прогулка на улицу. Учить замечать разнообразие домов по разным признакам: высота, длина, размер, цвет. «Город наш большой, красивый,
Много улиц и домов»
Подвижные игры: «1,2,3 - к дереву беги», «Проталинки», «Ровным кругом», «Зайчата».
Апрель 1 неделя За снегом Продолжать формировать представления о сезонных изменениях весной (земля освобождается от снега) «Зима недаром злится –
Прошла ее пора.
И гонит со двора…»
За березой Формировать представления детей о «пробуждении» деревьев весной, учить замечать изменения и называть их. «Белая березонька
Проснулась ото сна,
Распустила веточки.
К нам пришла весна!»
За облаками Уточнить представления о природном явлении – облака, развивать наблюдательность. «Вот большое облако -
Похоже на корабль,
Скрыло от нас солнышко
И улетело вдаль»
Опытническая деятельность:
направление ветра Развивать умение определять направление и силу ветра, устанавливать элементарные причинно – следственные связи.
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»
Целевая прогулка
вокруг детского сада. Закреплять умение детей различать и называть знакомые деревья, видеть изменения в природе.
«Весна, весна, пришла весна
И разбудила землю ото сна…»
Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги!», «Ветер и облака», «По ровненькой дорожке».
Апрель 2 неделя За ручьями Формировать представления о весенних изменениях в природе – ручейках. «Бегут ручьи,
Звенят ручьи,
Ведь скоро прилетят грачи»
За кошкой Закреплять представления детей о домашних животных, их повадках. «Котя, Котенька - коток,
Котя – серенький лобок»
За деревьями на участке Закреплять представления о строении деревьев, их отличительных особенностях. «Вот и клен проснулся наш,
Зашумел ветвями.
Вторит тополь в такт ему
Первыми листками»
Опытническая деятельность:
«Почки – домики листочков» Формировать представления детей о пробуждении деревьев (раскрываются почки, появляются листочки) «Чем же пахнут почки
На березке нашей?
Да весною пахнут,
Солнцем и цветами»
Целевая прогулка :
«Наблюдение за транспортом Продолжать знакомить детей с видами транспорта (легковой, грузовой, пассажирский) «Стойте, дети, не спешите,
На дорогу посмотрите:
Сколько разных там машин,
Все спешат, а путь один»
Подвижные игры: «Ручеек», «Разноцветные домики», «Воробышки и автомобиль».
Апрель 3 неделя Наблюдение за почками Уточнить представления детей об изменениях в жизни растений – появлении почек. «Появились почки
На ветках березки.
Будем ждать листочков
И первых цветочков»
За погодой Познакомить детей с понятием «погода», ее проявлениями (пасмурная, ясная, дождливая) «Хмурится небо и солнышка нет,
Ветер задул посильней.
Пасмурный день к нам стучится в окно, будем играть веселей!»
За дождем Развивать представления детей о природном явлении – дождь. «Дождь стучит по крышам,
Капает вода.
Ярко светит солнце –
К нам пришла весна!»
Опытническая деятельность:
«Пускаем кораблики» Продолжать учить детей устанавливать причинно- следственные связи (ручеек течет – кораблик плывет) «Матросская шапка,
веревка в руке,
Тяну я кораблик
по быстрой реке»
Целевая прогулка :
«Что изменилось на участке» Развивать умение замечать и называть сезонные изменения в жизни птиц весной «Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою!»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ручеек»», «Воробышки и автомобиль».
Апрель 4 неделя За одеждой прохожих Развивать умение называть предметы одежды людей, устанавливать связь с сезоном и погодой. «Солнце светит ярко,
Нам в шубах стало жарко,
Вместо валенок на ножки
Надевай скорей сапожки!»
За первоцветами Познакомить с внешним видом первоцветов. «Выросли у нас цветы
Небывалой красоты.
Кто же это? Посмотри-
Подснежники!»
За листочками на деревьях Продолжать формировать представления детей о сезонных явлениях весны – появлении первых листочков. «На могучем тополе
Звонко почки лопнули,
А из каждой почки
Вылезли листочки.
Развернули трубочки,
Распустили юбочки,
Оглянулись, улыбнулись
И сказали: Мы проснулись!»
Опытническая деятельность: «Сравни листочки рябины и березы» Учить находить сходство и различие по внешнему виду листьев рябины и березы «Вот листочек у березки –
Он на капельку похож.
У рябинки листик меньше –
Сразу веточку берешь»
Целевая прогулка :
«В гости к елочкам» Продолжать развивать представления о своеобразии ели «Покажи нам, елка,
Новые иголки.
Ведь весна пришла,
Радость всем принесла»
Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «С чьей ветки детки», «Пес Барбос»
Май 1 неделя За нарциссами и тюльпанами Познакомить с новым цветком – нарциссом, его внешним видом. Закреплять знание строения растения. «Желто – белая звезда
На зеленой ножке.
Расцвела ты всем на диво,
Ароматна и красива»
За солнышком Уточнять и развивать представления детей о весеннем солнышке (яркое, греет, светит) «Солнце по небу плывет,
Солнце песенку поет,
Приговаривает:
Очень-очень радо я
Видеть вас, мои друзья!»
За птицами Продолжать учить различать и называть птиц (голубь, воробей, ворона, синица, их действия (сидит, летит, скачет, прыгает, идет). «Различаемся мы цветом,
Встретишь нас весной и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать»
Опытническая деятельность:
посадка моркови на грядке Учить детей сажать в землю крупные семена, развивать представления о потребностях растений в почве, воде, солнце, тепле. «Мы посадим семечко
И польем водичкой.
Вырастай, морковка,
Сладкая и крепкая!»
Целевая прогулка :
«В цветущий сад» Познакомить детей с цветущими деревьями сада (вишня, яблоня). «Витаминами богат
Наш большой фруктовый сад.
Яблоки растут и груши.
Их плоды полезно кушать»
Подвижные игры: «Цветочки», «Воробышки и кот», «Пройди по дорожке», «Мы – веселые ребята».
Май 2 неделя За цветущей сиренью Познакомит с внешним видом и особенностями строения куста сирени «Посмотрите – красота!
Куст в сиреневых цветах»
За громом Познакомить с весенним явлением природы – громом. «Грохочет в синем небе гром,
Как будто по крышам стучит кулаком»
За насекомыми (муравьями) Уточнить представления детей о муравьях, их внешнем виде, поведении. «Муравьишка – муравей,
Покажи нам лапки.
Собери своих друзей,
Поиграем в прятки!»
Опытническая деятельность:
«Направление ветра» Развивать умение определять направление и силу ветра, устанавливать элементарные причинно – следственные связи. «В яркий солнечный денек
Прилетел к нам ветерок.
Покружил немножко,
Собрал туч лукошко»
Целевая прогулка :
«В гости к яблоньке» Познакомить с отличительными особенностями яблони (чем цветущая яблоня отличается от вишни) «А на яблоньке весной
Белые цветочки.
Будут, будут к сентябрю
Яблочки в нашем саду»
Подвижные игры: «Муравьишки», «Ветер - ветерок», «Солнышко и дождик», «Достань до колокольчика».
Май 3 неделя За скворцами Познакомить детей со скворцом, его внешним видом. «Песню скворушка споет,
Все ленинки соберет.
В черной в крапинку рубашке
Щеголяет эта пташка»
За грозой Познакомить детей с природным явлением – гроза. «Солнце спряталось за тучу,
Потемнело все кругом.
Зашумело, загремело, засверкало,
Дождь пошел!»
За кленом Закрепить знания о строении дерева, его отличительных особенностях «Он стоит большой, красивый
И шумит зеленой гривой.
Что за великан такой?
Это клен с резной листвой!»
Опытническая деятельность:
«Свойства песка» Развивать представления о свойствах песка (сухой – сыпется, сырой – лепится) «Я пеку, пеку, пеку
Леткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка»
Целевая прогулка :
«К цветочной клумбе» Продолжать развивать представления о цветах: нарциссы, тюльпаны. «Я цветочек не парадный,
Но веселый и нарядный.
Желтый или белый,
Как подснежник смелый.
Я мороза не боюсь
И на клумбе появлюсь.
Будет вам весною весело со мною!»
Подвижные игры: «Скворушки и кот», «Воробышки и дождик», «По ровненькой дорожке»
Май 4 неделя За небом Продолжать формировать знания детей об особенностях весеннего неба (голубое, яркое) «Посмотри, над головой
Облака плывут.
Это небо голубое
Замечательно – большое!»
За ромашками Закреплять знания детей о строении цветка, его отличительными особенностями. «У ромашек серединки
В виде беленьких кружков.
Обрамляют сердцевинки
Много белых лепестков»
За трудом взрослых на клумбе Развивать представления детей о содержании труда по уходу за цветами, закреплять знания о потребностях растений (солнце, почва, вода) «Чтобы выросли цветочки,
Надо землю поливать.
Ярко солнышко светило
И цветам не скучно было».
Опытническая деятельность:
одуванчики – парашютики Познакомить детей с отличительной особенностью одуванчика – рассыпает парашютики (семена) «Желтая головушка,
Зелененькая ножка.
Одуванчик – солнышко
Подержу в ладошках.
Появилось солнышко
В мае на лугу.
На него любуюсь,
Очень берегу»
Целевая прогулка :
«К альпийской горке» Познакомить детей с понятием «альпийская горка» (неживая и живая природа – камни, песок, вода, растения) «Есть у нас волшебный дворик
С горкой из больших камней.
Там песочка много-много
И водичка рядом есть.
Эта горка не простая,
Специально для ребят.
Там природа неживая
Очень ждет вас каждый раз»»
Подвижные игры: «Ветер -ветерок», «Солнышко и дождик», «Мы – веселые ребята», «Кролики».