Ольга Ахметова
Наблюдения в природе в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения зимой
Карточка №___
Звезды
Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Звезды бывают старые, молодые, великаны и карлики, горячие и совсем холодные. Если звезда горячая, то цвет ее белый или чуть голубоватый, если более холодный, то цвет ее желтый или оранжевый. И совсем холодная – красная. Звезды имеют названия. Самая яркая – ПОЛЯРНАЯ. Она указывает где Север, если встать к ней лицом. Позади будет Юг, справа Восток, слева Запад. Появляются хвостатые звезды – кометы. За звездами наблюдают в телескопы. Звезды кажутся маленькими светящимися точками потому, что находятся на очень далеком расстоянии от Земли. Земля с тех звезд тоже показалась бы лишь маленькой точкой. Все звезды перемещаются по ночному небу.
Публикация «Наблюдения в природе в средней группе» размещена в разделах
Вопросы:
1. В какое время суток появляются на небе (становятся видными) звезды?
2. Что такое звезды? Почему они светятся?
3. Какая звезда самая яркая?
4. Как по Полярной звезде можно определить стороны Света?
5. Почему звезды кажутся такими маленькими? Какие они на самом деле?
Загадки:
• Черная дорожка осыпана горошком.
• На черный платок просыпано просо, пришел петушок, а склевать не просто.
• Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.
• Раскинут ковер, рассыпан горох, ни ковра не поднять, ни гороху собрать.
Карточка №___
Луна
Луна – это огромный шар, который кружится вокруг Земли. Луна меньше Земли в 4 раза, легче в 6 раз. Сила притяжения Земли мала, поэтому все предметы, оказавшись на Луне становятся легкими. На Луне нет воздуха, поэтому там никто не живет. Там очень-очень холодно. Луна сама не светится, а светлой бывает та ее часть, которую освещает Солнце. На Луне высаживались американские космонавты, а наша страна посылала туда автоматическую станцию «Луноход».
Вопросы:
1. Что такое Луна? А месяц?
2. От чего зависит, какую часть Луны мы видим, край, половину или полную луну?
3. Вокруг чего Луна поворачивается?
4. Есть ли жизнь на Луне? Почему?
5. Летали ли люди на Луну? Что им помогло, ведь там нет воздуха? (космонавты в специальных костюмах, с запасом воздуха)
6. Что такое «Луноход»? для чего его запускали на Луну?
Загадки:
• Круглолица, белолица, во все зеркала глядится
• Ночью по небу гуляю, тускло Землю освещаю,
Скучно-скучно мне одной, а зовут меня …
• Над нашей избушкой висит хлеба краюшка.
Карточка №___
Наблюдение за птицами, зимующими на нашем участке
(Снегири)
Зарумянились кустарники не от утренней зари,
Это красные фонарики засветили снегири.
Цель: учить детей отличать снегирей от других зимующих птиц; закрепить знания о повадках, внешнем виде, особенностях снегирей. Вызвать интерес, желание помогать птицам зимой.
Вопросы: 1. Какие птицы прилетают к нам зимой на участок?
2. Почему мы не увидим их летом?
3. Где они живут, откуда прилетают?
4. Чем снегири отличаются от других птиц, например, синиц?
5. Чем питаются птицы зимой? Что любят снегири?
6. Почему снегирей так назвали?
Художественное слово:
Красногрудый наш снегирь, ты летел на реку Свирь.
Что нам с север принес? Я принес морошки воз.
Я принес большой мороз, я принес еловых шишек, снег
И радость для детишек.
Карточка №___
Рассматривание зимних деревьев
Цель: учить распознавать и сравнивать деревья по коре, веткам, семенам. Закрепить знания детей о зимнем состоянии лиственных и хвойных деревьев.
Вопросы: 1. Как можно назвать деревья без листьев?
2. Почему деревья голые?
3. Почему опали листья?
4. Чем похожи деревья?
5. Чем отличаются? (использовать загадки)
Художественное слово:
Вышел на просторы погулять мороз
Белые узоры в косах у берез.
Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд
Только гроздья на вершине ярче прежнего горят.
Стоят белые столбы, на них платья зелены…
В шубе летом, а зимой раздета…
Карточка №___
Наблюдение за метелью
Цель: дать детям понять об этом явлении, учить наблюдать от чего зависит это явление.
Вопросы: 1. Какая погода?
2. Есть ли ветер?
3. Какой он силы?
Понаблюдать за метелью, как ветер поднимает с земли массы снега.
Предложить детям послушать как завывает ветер.
Художественное слово:
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, людей с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его.
Карточка №___
Наблюдение за ветром
Цель: развивать умение детей определять направление ветра, его действие.
Вопросы: 1. Есть ли сегодня ветер?
2. Какой сегодня ветер?
3. Почему вы так решили?
4. Если сильный ветер как можно назвать такую погоду?
5. Что делает ветер?
Поговорить о том, какую пользу, вред приносит ветер и кому.
Загадки:
Без рук, без ног по свету рыщет
Поет да свищет.
Художественное слово:
Бежал по тропке луговой, кивали маки головой.
Бежал по речке голубой – речка делалась рябой.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.
Карточка №___
Наблюдение за инеем
Посмотрите вокруг, что вы видите на деревьях? О чём эти стихи?
Не колючий светло-синий на кустах развешан.. . (иней)
Только ли на кустах иней? (на деревьях, проводах)
Посмотрите друг на друга, где еще видите иней? (на волосах, ресницах)
В какую погоду бывает иней?
На что похож?
«В декабре, в декабре все деревья в серебре».
О каком серебре идет речь?
Не снег, не лёд, а серебром деревья убирает (иней)
Карточка №___
Наблюдение за сосульками
Достать несколько сосулек, дать детям их рассмотреть.
- Что можно сказать о сосульках?
- Давайте разобьем сосульку, что услышим?
- Положим сосульку в воду, что увидим?
- А если положим в воду камешек, что увидим? Услышим?
- Что тяжелее?
- Почему с сосульки капает вода?
- Что с сосулькой будет дома?
Художественное слово:
Сели детки на карниз и растут всё время вниз (сосулька)
Белая морковка зимой растёт (сосулька)
Растет вниз головой, не летом растёт, а зимой,
Чуть солнце её припечет, заплачет она и умрёт (сосулька)
Карточка №___
Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель: раскрыть содержание работы снегоуборочной машины, воспитывать уважение к труду шофера, дворника; раскрыть общественную значимость труда взрослых.
Вопросы: 1. Как называется эта машина?
2. Что она делает?
3. Как убирает снег?
4. Полезна ли эта машина? Чем?
5. Кого она заменяет?
6. Сколько человек она может заменить?
7. Сколько людей управляет машиной?
Художественное слово:
Чудо-дворник перед нами загребущими руками
За одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб.
Карточка №___
Наблюдение за льдом
Цель: закрепить представление о том, что такое лёд, поговорить о его свойствах.
Вопросы: 1. Что это?
2. Какой он?
3. Как вы думаете, как получился лёд?
4. Где мы встречаем лёд в повседневной жизни? (каток,
холодильник, больница)
5. Можно ли его сделать в домашних условиях?
6. Какой лёд на ощупь?
7. Похож ли он на стекло? Почему?
8. Что случится, если лёд уронить?
Художественное слово:
Без досок, без топоров через реку мост готов (лёд)
Рыбам зиму жить тепло, крыша толстое стекло (лёд)
Карточка №___
Целевая прогулка на озеро
Цель: дать детям знания о происходящих на озере изменениях: озеро покрыто льдом, в начале зимы он тонкий ходить по нему нельзя – опасно. Рыбы и другие обитатели ушли на дно, зарылись в ил.
Вопросы: 1. Как изменилось озеро?
2. Каким было?
3. Почему озеро покрылось льдом?
4. Какой лёд? (сделать вывод, когда лёд бывает тонким или
толстым)
Художественное слово:
Бежала – шумела, заснула – заблестела (река)
Посреди поля – стекло голубое (озеро)
Карточка №___
Наблюдение за деревьями на участке
Предлагается загадка: весной вырастают, а осенью опадают (деревья)
Посмотрите какие стоят деревья.
- Как можно назвать деревья без листьев? Почему деревья голые?
- Почему листья с деревьев опадают? Чем похожи деревья?
- Чем отличаются деревья, растущие на наших участках?
Чтобы закрепить умения определять деревья (по стволу, коре, листьям, плодам) воспитатель предлагает загадки:
• Что за дерево: и зиму, и лето зелено?
• В шубе летом, а зимой раздеты?
• Что летом и зимой в рубахе одной?
• В белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы (берёза)
• Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)
Для дальнейшей беседы с детьми можно использовать вопросы:
- Как названы в загадках листья? (шуба, рубаха)
- Почему? На какие косицы сели синицы? Похожи ли ветви берёзы на «косицы»?
- Как назван в загадке ствол берёзы? Почему?
В итоге беседы дети предлагают свои загадки про деревья.
Карточка №___
Наблюдение за льдом
Цель: закрепить представления детей о том, что такое лёд (вода в различных состояниях, о его свойствах.
Загадки:
Во дворе горой, а в избе водой (лёд)
Не драгоценный камень, а светится (лёд)
Вопросы: 1. Что это? Какой он?
2. Как вы думаете, как получается лёд?
3. Что произойдёт со льдом, если его занести в комнату?
4. Где мы встречаем лёд в повседневной жизни? (каток, озеро, в
больнице)
5. Можно ли лёд сделать в домашних условиях? Как?
6. Что произойдет с кусочком льда, если его уронить?
7. В какое время года на улице лёд можно встретить?
8. Какие игры на льду (со льдом) модно проводить?
9. Какой лёд на ощупь? Похож ли лёд на стекло? Почему? Чем
похож?
Карточка №___
Зимние развлечения
В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Но не всем удаётся благополучно скатиться с неё. У мальчика в чёрной шубке перевернулись санки! Не повезло. А сверху другие дети что-то уже кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.
Недалеко от горки – большой снеговик. Наверно, стояла оттепель, и поэтому у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка. Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и ещё что-то в ведерке, может быть, хлебных крошек.
«Не бойтесь, птички, не обидим!» - говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротником и протягивает им ветку рябины.
Хорошее время года – зима!
Вопросы: 1. Какое время года наступило?
2. Какой месяц зимы?
3. Как вы думаете, какую часть суток изобразил художник?
4. Как можно назвать картину?
5. Какая погода стояла в тот зимний день?
6. Почему вы так думаете?
7. Всем ли ребятам на прогулке нашлось дело по душе? Как вы
это определили?
8. Что происходит на горке? Как дети катаются с горки?
9. Что дети делают возле снеговика?
10. Чем ещё дети заняты на прогулке, не забыли ли они помочь
своим пернатым друзьям? Чем дети их кормят?
Карточка №___
Рассматривание следов «Мы – следопыты»
Цель: учить детей читать следы, узнавать, кому они принадлежат: человеку или животному, птице, о чем говорят эти следы.
Вопросы: 1. Всегда ли заметен след?
2. Когда остаётся?
3. Как узнать, кто прошёл взрослый или ребёнок?
4. В какой обуви?
5. Шёл или бежал?
6. Чем отличается след животного от человека, птицы?
7. Можно ли определить какому животному или птице
принадлежит след?
Карточка №___
Наблюдение за поземкой
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.
Снег на землю по-разному падает: снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоится. Подул ветер, и он зашевелился, ожил. Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники. Снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель – позёмка.
Наблюдения весной
Карточка №___
Наблюдение за грозой
Цель: дать детям представление о физическом явлении природы – грозе; о причинах его вызванных; учить детей анализировать, делать выводы.
Вопросы: 1. Какая погода? Есть ли тучи?
2. Есть ли ветер? Какой он?
3. Как ведут себя насекомые, растения во время грозы?
4. Как люди реагируют на грозу?
5. Что происходит в природе после грозы?
Художественное слово:
Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром
Как бы резвясь и играя, грохочет в небе голубом.
Сперва блеск, потом треск, за треском плеск (молния, гром, дождь).
Громко стучит, звонко кричит, а что говорит никому не понять и мудрецам не узнать (гром).
Карточка №___
Наблюдение за одуванчиками
«На зелёной, хрупкой ножке вырос шарик на дорожке ветерок пошуршал и развеял этот шар».
Вопросы: 1. Почему одуванчик называют первоцветом?
2. Где можно встретить одуванчик?
3. Как растёт одуванчик?
4. Всегда ли одинаково цветёт?
5. Чем одуванчик отличается от других цветов?
6. Можно ли срывать одуванчики? Почему?
Художественное слово:
«Он растёт на самой опушке, он растёт на самом ветру
одуванчик цветок весенний, я тебя легонько сорву.. . .»
Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастёт нарядится в нарядненькое платьице
Легкое воздушное ветерку послушное.
Загадка:
Горел в траве росистой фонарик золотой,
Потом померк,
Потух и превратился в пух (одуванчик).
Карточка №___
Наблюдение за вечерним небом
Цель беседы: углубить знания ребят о солнце, о луне, звездах.
Посмотрите на небо. Какое оно?
На что похоже небо? Что вы видите на небе?
Сколько звезд? Одинаковы ли они?
На что похожи россыпи звезд? Какая луна? С чем можно её сравнить?
Как назвать небо, если на нём звезды?
А как называют ночь, если светит луна? А если нет луны?
Что ярче светит: луна или солнце? Вот потому про солнышко говорят «яркое», а луна – «бледная».
Греет ли луна? Вот потому говорят, что она светит, но не греет.
А теперь послушайте загадку «Над домом у дорожки висит пол-лепёшки»
- Кто покажет отгадку? Объясните и докажите, что это луна.
- Почему про неё сказано «пол-лепёшки»?
- Когда про луну говорят «полная луна»?
Стихотворение А. Фета:
Чудная картина, как ты мне родна:
Белая равнина, полная луна.
Свет небес высоких, и блестящий снег.
И саней далёких одинокий бег.
В дальнейшем желательно понаблюдать, как луна становится полной.
Воспитатель загадывает другую загадку «Вся дорожка усыпана горошком».
Рассмотрев россыпи звезд, целесообразно предложить детям загадать друг другу загадки про вечернее небо, месяц, луну, звезды, отгадать их и объяснить ответы.
Карточка №___
Наблюдение за насекомыми
Цель: учить наблюдать за жизнью насекомых, анализировать, делать выводы; дать понять о влиянии сезонных изменений на жизнь насекомых.
Вопрос: 1. Почему не видно насекомых?
2. Какие изменения в природе повлияли на исчезновение?
3. Куда оно пропали?
4. Как зимуют?
5. Когда появляются?
6. Как живут?
7. Как передвигаются?
8. Легко ли поймать?
9. Какие звуки издают?
10. Что помогает спрятаться от врагов?
Художественное слово:
На лужайке у пенька мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой, ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полёт, загудел как самолёт.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу, до свидания, я лечу!
Загадки:
- Не птица, а с крылышками,
Не пчела, а над цветками летает (бабочка).
- Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком
Он поделится мукой (пчела).
Карточка №___
Наблюдение за таянием снега,
появление первых весенних проталин
Цель: отметить, что день становится длиннее, солнце греет сильнее, снег и лёд быстрее тают на солнце.
Художественное слово:
Зимой в поле лежал, весной в реку побежал (снег).
Как зима не злится, прошла её пора
Весна в окно стучится и гонит со двора.
Февраль силён метелью, а март капелью.
Вопросы: 1. Почему вокруг стволов образуются черные воронки?
2. Какие предметы на солнце быстрее нагреваются?
3. Где быстрее тает снег?
Загадки:
- Что выше леса кроме света, без огня горит? (солнце)
- Без него плачемся, а как появится, прячемся (солнце)
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег)
Карточка №___
Наблюдение за гололёдом
Цель: дать детям понять причину появления гололёда; уметь анализировать, делать выводы.
Вопросы: 1. Какая погода?
2. Какая была вчера?
3. Есть ли на улице мороз?
4. Как вы определили это?
5. От чего появилась ледяная корочка?
Игра «Хорошо – плохо»
Художественное слово:
Не драгоценный камень, а светится (лёд)
Текло, текло и легло под стекло (лёд)
Карточка №___
Наблюдение за тенью
Цель: дать представление о том, что такое тень, условия её появления.
Вопросы: 1. Что такое тень?
2. Когда она бывает?
3. Что делает тень человека?
4. Всегда ли тень находится в одном положении?
Художественное слово:
- Я иду – она за мной,
Я бегу – она за мной,
Я сижу – она сидит (тень).
- Лежит на земле: ни закрасить,
Ни соскоблить, ни завалить (тень).
Карточка №___
Наблюдение за дождём
Цель: продолжать наблюдать за погодой, закреплять умение определять какой дождь.
Вопросы: 1. В какое время года идёт дождь?
2. Дождь это хорошо или плохо?
3. Каким может быть дождь?
4. Как определить каким будет дождь?
Загадки:
- Его просят, его ждут, а как придёт прятаться бегут (дождь)
- Меня ждут не дождутся, а как завидят разбегутся (дождь)
Поговорить с детьми о том, какое значение имеет дождь для людей, животных и растений.
Художественное слово:
- Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь)
- Насупится, нахмурится, а в слёзы ударится ничего не останется (туча)
- Подходила, грохотала, стрелы на землю метала
Нам казалось шла с бедой, оказалось шла с водой.
Подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась (дождевая туча)
Скучная картина, тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Карточка №___
Наблюдение за прилётом грачей с 9 – 21 марта
Цель: как только прилетят грачи организовать прогулку к грачовник, рассмотреть грачей, послушать как они кричат; гнёзда они устраивают на высоких деревьях; грачи полезные птицы.
Вопросы: 1. Какие грачи?
2. Что они делают?
3. На каких знакомых птиц похожи?
4. Чем питаются грачи?
5. Чем отличается грач от других птиц?
Художественное слово:
Солнце в марте ходит выше, горячей его лучи,
Скоро капать будет с крыши, закричат в саду грачи.
Чёрный, проворный кричит: «Крак, червяк – враг» (грач).
Сравнить грача с другими птицами.
Карточка №___
Осмотреть участок детского сада
в теплый солнечный день
Вопросы: 1. Вспомните, какого цвета снег был зимой, и какой сейчас?
2. Где на нашем участке снег стал раньше таять и почему?
3. Что видно из-под снега?
4. Что лежит на оттаявшей земле?
5. Откуда текут ручьи? (из-под сугробов и от капели)
6. Почему лужи на участке?
На прогулке в конце марта, отметить появление травы у стен и забора на солнечной стороне
- Почему здесь появилась трава? Рассмотреть и потрогать её.
Художественное слово:
Травка зеленеет, солнышко блестит, … А. Плещеев
Карточка №___
Наблюдение за птицами весной
Цель: уточнить знания об изменениях в поведении птиц весной: оживляются, громко чирикают, поют, строят новые или ремонтируют старые гнезда, готовятся к выведению птенцов.
Вопросы: 1. Ребята, как вы думаете, о чем поют воробушки в последний
день зимы?
2. Как изменилось поведение птиц с наступлением теплых
весенних дней?
3. Прислушайтесь и скажите, слышно ли пение птиц?
4. А как птицы пели осенью?
5. Чем заняты птицы весной? Из чего они строят гнезда?
6. Как люди должны заботиться о птицах? Нужно ли это делать?
7. Для чего вообще нужны птицы?
Художественное слово:
О чем поют воробушки в последний день зимы?
«Мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы!»
Карточка №___
Продолжать подкармливать птиц
На участке понаблюдать за повадками птиц.
Вот и кончилась зима!
От такого счастья
Воробьи сошли с ума –
Всем горланят : «Здрасьте!»
Е. Кай.
На забор положить вату, бумажные стружки. Объяснить, что воробьи весной устраивают гнезда из разного мягкого материала, откладывают в гнезда яйца и высиживают птенцов.