Жанна Белянцева
Наблюдение за бабочкой в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Экологическое воспитание детей дошкольников- это не просто дань новому направлению в педагогике. Это воспитание в детях особенности понимать и любить окружающий мир и бережно относится к нему. Природа - важнейшее средство развития и воспитания детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо увиденное малышом. Дошкольники общаются с природой в разное время года и радуются со взрослым каждому увиденному существу. В этом возрасте процесс познания происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и восхищением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности. Вот почему наблюдение является важной звеном экологического воспитания дошкольников. Через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира. Пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, и научить любить природу.
Публикация «Наблюдение за бабочкой в первой младшей группе» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Мною предоставлен цикл наблюдения за бабочкой крапивницей в младшей группе.
Каждое наблюдение имеет определённое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребёнку приобрести систему конкретный знаний об объекте природы которые живут по соседству с ним.
Наблюдение 1. «Где можно найти бабочку»
Цель: Формировать у детей элементарные представления о бабочке.
Увидеть бабочку можно в парках на тихих улочках, и на участке детского садика. Они живут под листьями в траве. Бабочка предпочитает жить в нешумных местах хорошо укрытых от сильных ветров. Когда начинается дождь бабочка прячется в щелях деревьев.
Средства: объект живой природы -бабочка крапивница.
Способы:
- сюрпризный момент
- художественное слово
- обследование
- вопросы поискового характера
Ход:
Внести в группу макет бабочки на конце с верёвкой, посадить бабочку на цветочек.
Чтение стихотворения. Леонова. В. А.
Над травой порхает бантик?
Нет наверно это фантик.
Разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ.
Ой есть крылышки у чуда?
Прилетело ты от куда.
Тихо бабочка присела.
Отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок.
Я порхаю весь денёк.
Воспитатель собрав детей, говорит им, ребята посмотрите на цветочки, там кто есть, некоторое время ребята ищут бабочку самостоятельно, когда находят воспитатель вместе с ними внимательно осматривают место, где обнаружили бабочку.
В завершение наблюдения воспитатель задают вопрос?
- ребятки где мы с вами нашли бабочку. (сама отвечает) на цветочке (а дети кивают головой)
Вывод: Летом бабочки почувствовали тепло, и выпорхнули из своих укрытий. чтобы полетать полакомится пыльцой. Значится бабочку нужно искать на различных цветках, или кустарниках которые цветут различными цветками.
Наблюдение 2. «Как выглядит Бабочка»
Цель: Познакомить детей со строением бабочки. Выделить основные части тела.
Средства: объект живой природы – бабочка, сачок.
Способы:
- рассматривание
-художественное слово
Ход:
Рассмотреть бабочку на прогулке.
Тихонечко подойти к ней.
Прочитать детям стишок. Грахова. Н.
Чтение стихотворения
Я, ребята, бабочка…
Домик мой – не баночка.
Уберите свой сачок
И закройте на крючок.
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь- поглядите!
А появится охота.
Можно даже сделать фото.
Воспитатель собрав детей, говорит им, ребята посмотрите на небо. Какое яркое
солнышко. Солнечные лучи разбудили бабочку и она прилетела к нам.
Давайте поздороваемся с ней (кивком головы) дети с воспитателем подходят к клумбе с цветами и смотрят на бабочку. Воспитатель рассказывает ребятам о строении бабочки. Бабочка большая похожа на цветок, а ёщё у бабочки есть туловище оно продолговатое, бархатистое и нежное и к нему крепятся крылья, и четыре лапки. Есть ещё головка она маленькая, а на ней есть усики и красиво свёрнутый хоботок. Этим хоботком бабочки пьют из цветов сладкий сок, который называется нектаром. Потом воспитатель показывает детям на макете бабочки её части тела.
Вывод:
Бабочка очень красивая похожа на цветок. Туловище состоит у неё состоит из головы, грудного отдела, к которому крепятся две пары крыльев, есть брюшко,а к брюшку присоединены четыре лапки. На голове у бабочки расположены ротовые органы в виде хоботка, пара глаз и усики. Хоботок-это трубочка при помощи которой она питается.
Наблюдение 3 «Как бабочка передвигается»
Цель: уточнить представления детей о том что бабочка летает.
Средства: объект живой природы- бабочка. (макет бабочки)
Способы:
- художественное слово
- рассматривание
- игровое упражнение
- пальчиковая гимнастика
Ход:
Воспитатель говорит ребята красиво бабочка летает, (дети кивают головой)
А теперь давайте поиграем в игру «Салки с бабочкой»
Детям нужно бегать за бабочкой (т. е. за макетом) которая передвигается по группе имитируя движения крыльев, и пытаться поймать её. Затем бабочка может догонять детей и дотрагиваться до них.
Чтение стихотворения Мелеховой. Л.
Бабочка- красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
-Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Пальчиковая гимнастика:
Показать детям как соединить большие пальцы рук и помахать кистями, подражая полёту бабочки. Когда выполняется гимнастика, читать стихотворение
Бабочка порхает, пляшет
Крыльями тихонько машет.
Вывод:
Бабочка летает потому- что имеет для этого крылья, она летает легко, плавно и красиво взмахивая одновременно обоими крыльями.
Наблюдение 4 «Чем питается бабочка»
Цель: рассказать детям что основной едой бабочки является нектар. (т. е пыльца которая находится в серединке цветка.
Средства: объект живой природы,растение на котором есть нектар.
Способы:
- художественное слово
- дыхательное упражнение
- педагогическая ситуация-проблема
Ход:
Воспитатель может организовать наблюдение различными способами.
1. предлагает детям подойти к клумбе с цветами и понаблюдать как бабочка сидит на нём. И сказать детям что она сидя на цветке кушает пыльцу.
2. показать иллюстрированные картинки на которых изображено как бабочки питаются.
В разговоре с детьми рассказать.
Ситуация – проблема «Какую пользу приносят бабочки» (рассказывает воспитатель. Так как бабочки в основном питаются нектаром, они на лапках переносят пыльцу с цветка на цветок.
Чтение стихотворения
Я бабочка- красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Дыхательное упражнение «Сдувай бабочек».
Воспитатель нарезает много разноцветных бабочек и цветочков из цветной бумаге. Цветочки раскладывает на пол, а бабочек кладёт на блюдце.
Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает запустить маленьких бабочек.
Чтобы они разлетелись надо подуть. Дети дуют на блюдце с разноцветными
бумажками и по всей группе «разлетаются» маленькие бабочки.
Вывод: Бабочки очень полезны для природы и для нас. Не будь бабочек многие растения остались бы неопылёнными, а значит их бы ждало вымирание.
Таким образом, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать, не просто смотреть на предмет, а видеть его, так чтобы затем отчётливо представить. Так как в младшем возрасте в процессе наблюдения ребёнок овладевает определёнными знаниями и умением. Дошкольное детство- это ответственный период жизни: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Т. Нестерова.
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась,
Рас- расой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре улетела.
Загадки.
От цветка к цветку порхает, утомится отдыхает.
Не птичка, а с крыльями.
Утром ползает, в полдень невидима, а вечером летает.