Ксения Блохина
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Познавательное развитие детей первой младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему «Познавательное развитие детей первой младшей группы».
Цель: формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей второго года жизни.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания в первой младшей группе „Познавательное развитие детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей третьего года жизни.
Показать на практике использование развивающих игр, способствующих развитию познавательных процессов детей третьего года жизни.
Повестка собрания :
1. Вступительная часть.
2. Мозговой штурм «Что стимулирует познавательное развитие детей раннего возраста?»
3. Презентация «Особенности познавательного развития детей третьего года жизни».
4. Мастер-класс по играм с детьми третьего года жизни «Познаем вместе».
5. Отчет родительского комитета.
6. Другое.
Ход собрания.
Добрый вечер, дорогие родители! Мы рады приветствовать Вас на родительском собрании. Сегодня тема нашего собрания звучит следующим образом: «Познавательное развитие детей первой младшей группы». Мы с вами познакомимся с задачами и содержанием образовательной деятельности, которые стоят перед нами в данный возрастной период.
Уважаемые родители, предлагаем вам самостоятельно проследить динамику познавательного развития ваших детей. Перед вами бланки с таблицами, где имеются формулировки, касающиеся познавательного развития детей третьего года жизни. Во время знакомства с особенностями познавательного развития здесь вы можете отметить, что, по вашему мнению, ваш ребенок уже умеет, а что нет. Данные вам бланки помогут вам в дальнейшем воспитании и развитии ребенка. Но мы помним с вами, что развитие ребенка в дошкольном детстве индивидуально, идет своим темпом.
И так, главная цель познавательного развития – развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей.
Какие же задачи ставятся перед нами для успешного формирования познавательного развития?
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Реализация познавательного развития происходит в нескольких направлениях:
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности :
изучение свойств различных предметов путем экспериментирования (тонет - не тонет, свойства бумаги,
знакомство с особенностями окружающей природы (ветер, вода, песок, снег, лед, растения, солнце,
развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
2. Формирование элементарных математических представлений:
количество (один-много, много – мало,
величина (привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначения большой (дом) - маленький (домик, большая (матрешка) - маленькая (матрешечка,
форма (различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар,
цвет,
ориентировка в пространстве (Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего npoci (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальню, игровую, туг и другие комнаты; расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги); учить двигаться за воспитателем в определенном направлении).
3. Приобщение к социокультурным ценностям:
ознакомление с окружающим социальным миром,
расширение кругозора,
формирование целостной картины мира.
4. Ознакомление с миром природы.
явления природы,
сезонные изменения в природе,
животный мир,
мир растений (цветы, деревья, овощи, фрукты,
человек.
Наш детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования, составленной на основе программы «Детство». Что же она нам предлагает в качестве задач образовательной деятельности?
1. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
4. Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
5. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
Содержание образовательной деятельности включает в себя следующие проявления. Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).
Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).
Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.
Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.
Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.
Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест, подбор по образцу, «опредмечивание» фигуры. Различение по величине, сравнивание трех предметов по величине.
В процессе ознакомления с природой малыши узнают объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.
Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.
Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.
Результаты образовательной деятельности (что нас радует)
• Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослыми и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
• Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
• Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.
• Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы.
• Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может назвать и желтый, и зеленый предметы).
• Проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы.
• По показу взрослого обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
• Ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение. Выполняет аналогичное только в совместной со взрослым игре.
• В основном раскладывает, перекладывает предметы безрезультатно, словами, обозначающими название форм, размеров, чисел, не пользуется.
• У ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и дидактическими игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно.
• Малыш не способен найти по образцу такой же предмет, составить группу из предметов по свойству.
• У ребенка отсутствует стремление учитывать свойства предметов в продуктивной деятельности.
• Малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и результаты сравнения предметов по свойству.
• Равнодушен к природным объектам.
• У ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.
Игры, словесные приемы, в которые можно играть с детьми:
1. По дороге в детский сад/ прогулка:
«Транспорт» (Учить детей определять и различать транспорт. Виды транспорта. Основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т. д.).
«Папа, мама, я – семья» (Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребёнка интерес к собственному имени).
«Одежда прохожих» (Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам).
«Элементарные правила безопасности: дорожная, чужие люди и т. д.»
«Кормим птиц» (Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах).
«Давай послушаем, что ты слышишь, что чувствуешь?»
«Какое время года?» (Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас).
«Моя улица» – явления общественной жизни. (Познакомить детей с улицей. Развивать наблюдательность).
«Какая сегодня погода?» и т. д.
2. Дома:
-«Волшебная коробка» – овощи, фрукты – свойства. (Формировать навык соотношения цвета предмета и формы между собой,
-«Кто с нами рядом живет!» (формировать представления о домашних животных).
-«Кто в домике живет?». Семья. (Побуждать находить и показывать игрушки по названию).
-«Как мы дружно играем» – семья (формировать понятие «праздник»).
-«Маша-растеряша» – предметный мир: одежда. (Побуждать выполнять элементарные инструкции. Развивать координацию движений.)
-«Покормим Катю» – предметы окружения: посуда. (Формировать у детей понятие «посуда».)
«Холодно-горячо»
Игры с родителями :
1. Волшебный мешочек.
2. Найди в комнате предметы одинакового цвета /формы.
3. Близко или далеко?
4. Помоги Незнайке узнать что это? (описание)
5. У меня живет котенок.