Светлана Белова
Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника
Белова С. В.
Коваленко Е. С.
МБ ДОУ «Детский сад №16»
Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Публикация «Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника» размещена в разделах
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В современных условиях с введением и утверждением приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»., когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического сознания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое воспитание входит в разряд первостепенных государственных проблем. И это не случайно. Особую актуальность приобретает вопрос о необходимости формирование и подрастающего поколения экологической культуре, экологического сознания. Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологического воспитания детей.
Главный аспект работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но всестороннее развитие человека.
Содержание экологического образования детей дошкольного возраста определяет образовательные области: познавательное и социально - коммуникативное развития. Они обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие интереса к предметам и явлениям; окружающей деятельности, местом обитания человека, животных, растений; формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интерес к узнаванию природы, привитие навыков активности и самостоятельности мышления.
Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. В любом городе, поселке есть интересный для наблюдений природный объекты : деревья, насекомые, птицы. Изучая их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе : познавательный интерес, эстетическое переживание, сочувствие. Потребность познавать новое формируется благодаря многократному обращению к объекту, сопровождаемому комментариями взрослого о причинно – следовательских связях живого организма со средой его обитания. Рождению эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей – формы, окраски, пропорции, размера и др. все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют морфофункциональную красоту – красоту строения и различных проявлений.
Для формирования осознанно – правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельности моделирования – ведения календарей природы, отражения в них результатов наблюдение. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически – постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающие у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов, - это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, а это очень важно для личности ребенка накануне его поступления в школу.
Рождение положительного отношения детей к природе в процессе использования словестного метода обусловлено сущностью общения как желанной для детей деятельности, приносящей им удовольствие. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми утверждает их положительное отношение к содержанию беседы. Учебный диалог также способствует выработке осознанно- правильного отношения к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов. Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызнать у ребенка положительных эмоций к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем вердцем переживает доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться «говорить» с цветком, солнцем и ветром и любить их.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, со-провождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы : рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Общение с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому пред педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведений в ней;
Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
Накопление детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствует накоплению у детей запаса достоверных конкретно – образных представлений об окружающей деятельности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведение в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что: объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно из-меняется.
Литература
1. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2005.-с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условие ее реализации в детском саду. [ Текст] / С. Н. Николаева. - М. :, 2009.-с.
3. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста : концептуальный аспект [Текст] / Н. Н. Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 48с.
4. Поддьяков, Н. Н. Ребенок – дошкольник : проблема психологического развития и саморазвития [Текст] /Н. Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 12. – С. 68-74.