Наталия Ичетовкина
Наблюдение «Откуда берутся солнечные зайчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Дедуктивное наблюдение "Откуда возникают солнечные зайчики?"
Возраст: 5 - 6 лет
Цель наблюдения - узнать, что необходимо для возникновения солнечных зайчиков.
Объект наблюдения - солнечные зайчики.
Ход наблюдения:
В группе подготовлены атрибуты для наблюдения в разных местах (зеркало расположить в затененном месте; банку с водой, поднос из нержавеющей стали на солнечном месте, чтобы отражались солнечные зайчики)
Дети заходят в группу. Педагог останавливает их:
Публикация «Наблюдение „Откуда берутся солнечные зайчики“» размещена в разделах
Педагог: Ребята, посмотрите, не видите ли вы ничего особенного сегодня в нашей группе?
Дети: я вижу, что солнце светит, на потолке (на стене) солнечные зайчики появились.
Педагог : знаете ли вы, откуда появляются солнечные зайчики?
Дети: они отражаются от зеркала, когда на него попадает солнце.
Педагог: откуда же тогда наши солнечные зайчики появились? вы где-то видите зеркала?
(ребята наблюдают за солнечным зайчиком и возможным его источником)
Дети: я вижу, что на столе лежит зеркало, наверно он отражает солнечный зайчик.
Педагог: предлагаю проверить. Что произойдет с солнечным зайчиком, если мы закроем зеркало, или перевернем его?
Дети: солнечный зайчик исчезнет
Педагог подходит к зеркалу, переворачивает его, но ни один солнечный зайчик не пропадает.
Педагог: Который же солнечный зайчик от зеркала?
Дети: ни один, потому что они не исчезли, на зеркало не светит солнце.
Педагог: Значит, наши солнечные зайчики не от этого зеркала. Откуда же тогда появились солнечные зайчики?
Дети наблюдают за солнечными зайчиками, за группой, ищут другие источники, убеждаются, что зеркал нигде нет.
Педагог подходит к банке с водой и двигает ее, тем самым подсказывая детям источник одного из солнечных зайчиков.
Педагог: Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут, и нет их тут!
Педагог: откуда же получился солнечный зайчик? Вы не догадались? Как вы догадались?
В случае затруднения педагог прикрывает банку с водой ладошкой.
Дети: Вы закрыли банку ладонью и солнечный зайчик исчез, значит он появился от банки с водой.
Педагог: Верно, я могу закрыть банку с водой ладошкой, зайчик пропадет. Итак, какой предмет еще кроме зеркала может отражать солнечный свет?
Дети: солнечный свет отражается от воды.
Педагог: откуда же появился другой солнечный зайчик?
Дети наблюдают и ищут источник третьего солнечного зайчика. В случае затруднения, педагог двигает поднос из стали, подсказывая на источник.
Дети: солнечный зайчик отражается от подноса.
Педагог: Дети, как вы думаете, чем поднос из нержавеющей стали и банка с водой похожи на зеркало? почему они отражают солнечные лучи?
Дети: они все блестящие, с гладкой поверхностью.
Педагог: Верно, значит, все предметы с гладкой блестящей поверхностью отражают свет и солнечные лучи, и могут образовать солнечных зайчиков.
Педагог: Ребята, вы можете сами попробовать сделать солнечных зайчиков, поиграть с ними.
Детям раздаются зеркала, на стол, освещенный солнцем готовятся банки с водой и пластины.
Дети сами экспериментируют со светом, отражая его под разными углами.
После наблюдения, помощник воспитателя интересуется, узнали ли дети, откуда появились солнечные зайчики в группе. Дети рассказывают о своих наблюдениях, тем самым фиксируя результаты наблюдения.
Педагог размещает в уголке для родителей информацию о проведенном наблюдении, предлагает родителям поинтересоваться у детей, откуда появляются солнечные зайчики.