Марина Мамонова
Наблюдение как способ познания ребенка
Наблюдение как способ познания ребенка
В психолого-педагогических исследованиях используются различные методы. Наиболее популярным является метод наблюдения.
Наблюдение – это планомерное восприятие явлений, результаты которого
в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Возможность использования этого метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности— действиях, словах, жестах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях.
Публикация «Наблюдение как способ познания ребенка» размещена в разделах
Таким образом, суть этого метода заключается в систематическом и длительном фиксировании и анализе особенностей поведения ребенка или ’протекания его психических процессов.
Не всякое, даже специально зафиксированное, восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Прежде всего необходимо четко сформулировать цель наблюдения (что и ради чего будет наблюдаться).
Наблюдение может быть :
непрерывным, осуществляться в течение длительного времени,
выборочным (наблюдение за отдельным поступком ребенка,
широким (наблюдение за группой детского сада в целом)
узким, клиническим (наблюдение за отдельным ребенком).
Одновременно можно наблюдать не более чем за семью объектами.
Наблюдение осуществляется без вмешательства в ход деятельности ребенка со стороны наблюдателя. Это происходит в том случае, когда наблюдатель не участвует в процессе обучения и воспитания ребенка. Однако он может выполнять и функции руководителя этого процесса. Преимущества последней ситуации в том, что наблюдатель активно управляет процессом, регулирует деятельность ребенка в соответствии с педагогическим замыслом.
Успешность наблюдений зависит от целого ряда условий. Прежде всего, это целенаправленность, выражающаяся не только в осознании наблюдателем цели наблюдения и выборе объекта, но и в наличии теоретических предпосылок, из которых исходит исследователь.
До проведения основных сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу, из которой должно быть ясно, какие дети или группы детей будут наблюдаться, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут фиксироваться.
Не менее важными условиями являются наблюдения. Последнее даст возможность выявить плановость и систематичность устойчивые связи и отношения в наблюдаемом объекте, обнаружить его изменение и развитие.
Важным моментом в осуществлении наблюдения является фиксация наблюдаемого. Наиболее распространенный вид фиксаций— запись, которая может быть сплошной или выборочной, Сплошные записи используются при изучении индивидуальных особенностей ребенка, его поведения на протяжении дня, выборочные— для фиксации частных моментов (например, проявления ’ особенностей внимания ребенка на учебных занятиях).
Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, которая составляется после предварительного изучения объекта и предмета исследования. В схеме важно предусмотреть основные акты поведения, возможные действия испытуемых, их словесные реакции на те или иные воздействия и т, д. Целостное поведение детей здесь как бы раскладывается на отдельные относительно самостоятельные кадры. Чем более дробной будет схема, тем более точными окажутся результаты наблюдения. Результаты заносятся в протокол, а затем обрабатываются.
Приведем схему наблюдения, которая применяется при изучении поведения детей в ходе их совместной деятельности.
1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.
2. Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.
3. Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим.
4. Советует, руководит, причем учитывает мнение других.
5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания.
6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.
7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.
8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.
9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия.
10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.
11. Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.
12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.
На основе такой или подобной схемы-таблицы разрабатывается форма протокола, в которую заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: кинокамера, магнитофон, фотоаппарат.
Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т. д. Важной методической проблемой при использовании всех психологических методов вообще, и наблюдения в особенности, является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых. Достаточно исследователю войти в классную комнату, как дети невольно начинают вести себя не так, как прежде, и естественность поведения, которая является главным преимуществом при методе наблюдения, утрачивается. Испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, не должен замечать, что к нему проявляется повышенный интерес.
Другой способ не оказывать дополнительного влияния на испытуемых — включенное наблюдение, когда наблюдатель становится для наблюдаемых привычным человеком, при котором они ведут себя естественно.
Записи могут рассматриваться как материал для составления психолого-пе-дагогических характеристик ребенка.
Ограниченность метода наблюдения выражается в том, что с его помощью можно вскрыть лишь те связи и отношения, которые лежат на поверхности, по нет возможности выявить мотивы деятельности ребенка, его эмоциональное состояние, интеллектуальное напряжение и т. д. Наблюдатель не может повторно вызвать тот процесс, ту форму поведения, которые его интересуют.
Вследствие своей специфики метод наблюдения может быть только первоначальным этапом исследования.