Ольга Конева
Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике
▼ Скачать
Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.
Общепринятой в методике является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов— наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. Наглядные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности : экскурсии, осмотры помещения,рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Публикация «Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике» размещена в разделах
Наблюдение представляет собой умение вглядываться в явления окружающего мира, замечать изменения, происходящие в нем, устанавливать причины этих изменений. Существуют следующие виды данного метода : наблюдение длительное и кратковременное, сравнительное и повторное, распознающего6 характера, репродуктивного характера, за изменением и преобразованием объектов. Целью длительных наблюдений является знакомство детей с изменениями состояния одного и того же объекта, с процессом его развития. Данный вид наблюдения является необходимым для развития мыслительной деятельности ребенка, а именно таких функций мыслительной деятельности как установление причинно-следственных связей, различение, выявление наиболее существенных признаков того или иного явления. Для проведения длительного наблюдения как правило подбираются объекты, которые находятся в стадии изменения и преобразования (цветов, выращиваемый в уголке природы или в цветнике, строительство дома и т. д.).
Для развития мышления детей также особую ценность представляют и сравнительные наблюдения. Данный вид наблюдения выражается в том, что детям предлагается для сравнения несколько объектов. Для детей среднего дошкольного возраста предлагаются два наблюдаемых в данный момент объекта: например, разные деревья в парке, двух разных птиц. Для старших дошкольников можно предлагать сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим, который в данный момент ребенок не видит (сравнение по представлению) : например, пруд и река, парк и лес, автобус и троллейбус.
К наблюдению как к методу обучения предъявляются следующие дидактические требования:
1. Детям должен быть интересен объект наблюдения;
2. Объект наблюдения должен находиться в условиях, позволяющих выявить характерные для него особенности;
3. Педагог заранее определяет цель наблюдения, круг новых знаний, определяет их связь с опытом дошкольников;7
4. Детям необходимо давать целевую установку на наблюдение за объектом;
5. Необходимо стимулировать умственную активность и самостоятельность дошкольников;
6. В дальнейшей деятельности детей должны получить свое продолжение зародившиеся в процессе наблюдения чувства, усвоенные новые знания;
7. Наблюдение должно быть последовательно и планомерно;
8. Наблюдение должно сопровождаться со стороны педагога точным и конкретным словом.
Наблюдению целесообразно учить детей с самого раннего возраста,что способствует развитию наблюдательности, умению сосредотачиваться,выделять главное, размышлять над увиденным, выражать свои мысли и эмоции.
Метод наблюдения имеет важное значение для развития таких познавательных процессов как память, мышление, воображение, для формирования полноценных представлений. Это объясняется тем, что в процессе наблюдения происходит разнообразная мыслительная деятельность дошкольника : сравнение, сопоставление, поиск ответов на поставленные вопросы.
Метод наблюдения в детском саду используется на специальных занятиях (наблюдение за рыбками, за кошкой, на разнообразных экскурсиях. Для организации наблюдения педагог может использовать также любую незапланированную заранее ситуацию, если она способствует обогащению детей яркими эмоциями и новыми представлениями. Анализировать,рассуждать,рассказывать, описывать ребенок учитсяи в процессе ознакомления с природой. Природа – это богатейшая кладовая,неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевогоразвития ребенка. В процессе общения с природой рождается,развивается и крепнеттакое свойство человеческой личности, как наблюдательность,любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов,требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений,логического мышления. Все это способствует адаптации ребёнка вобществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Наблюдения за явлениями природы являются приоритетными вдошкольном возрасте. Диалог ребенка со взрослым в процессе наблюдения за природными явлениями – это сложная форма социального взаимодействия, которая подразумевает формирование умений слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать собственный ответ, подбирая нужные языковые формы; следить за темой речевого взаимодействия, за мыслями собеседника; поддерживать эмоциональный тон; контролировать нормативность своей речи; при необходимости вносить изменения и поправки.
В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов : наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинет, изобразительная студия и др.);затем на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, у реки, на остановке городского транспорта и др. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению.
Например, в первый раз на остановке городского транспорта дети наблюдают троллейбус и автобус, учатся правильно их называть; при повторном наблюдении их внимание сосредоточивают на признаках автобуса и троллейбуса; в следующий раз дети учатся сравнивать троллейбус и автобус, их подводят к обобщению представлений и формированию понятия «городской транспорт».Одним из условий развития речи в процессе наблюдения за природными явлениями является организация речевой среды,взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Известно, что в диалоге важную роль играют паралингвистические средства языка, развитие и правильное употребление которых базируется на эмоциональности, познавательном интересе собеседников. Обсуждая с детьми явления природы, времена года, воспитатель строит синтаксически простые предложения, богатые междометиями, восклицаниями. Основным методом развития речи является неподготовленная беседа.
В процессе наблюдения за явлениями природой детям задают
вопросы, стимулирующие развитие диалогической речи:
1. Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на
участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему? (при
наблюдении «Что цветет на нашем участке в начале осени?»).
2. Много ли на участке зелени? Цветов? Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (при осмотре участка детского сада).
3. Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? Как они ведут себя (при наблюдении за отлетом насекомоядных птиц).
4. Какая вчера была погода? Сегодня такая же погода или другая?Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня (при наблюдении за погодой приемом сравнения).
5. Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему? (при наблюдении за листопадом).
Наблюдения способствуют развитию у детей любознательности, умение сопоставить, устанавливать причинно-следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме сложных предложений. Основным примером обучения являются вопросы предлагаемый образ воспитателя. (На дороге лужи, потому что шёл дождь, если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели и т. д). Так разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Дети дошкольного возраста познают мир по своему, на элюзионально-чувственной ориентированной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Познавая мир,ребёнок не только накапливает впечатление, расширяя чувственный опыт,но и учится ориентироваться в окружающем его мире. У него начинает формироваться система знаний,идёт обогащение опыта, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, обобщения и анализа