Юлия Редькина
Предметно-развивающая среда в педагогике Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Монтессори – итальянский педагог, она разработала свои принципы воспитания детей. Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Публикация «Предметно-развивающая среда в педагогике Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Основная идея метода Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, которую воспитатель создает, исходя из психологических потребностей ребенка. Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает.
В Монтессори-группе воспитатель не является главным, он редко вмешивается в деятельность детей, наблюдая за ними. Задача Монтессори-педагога — помочь ребенку организовать свою деятельность. Раннее развитие детей становится популярным, и одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта система основывается на уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Основной же целью является продвижение ребенка к самообучению в специально подготовленной среде. Этому способствуют основные принципы методики:
Принцип содействия естественному развитию – взрослый должен содействовать процессу саморазвития ребёнка на основе знания объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребёнком.
Принцип взаимодействия с «подготовленной средой» - содействие естественному развитию должно осуществляться в процессе взаимодействия ребёнка с «подготовленной средой» - специально созданной развивающей предметно-пространственной и социальной средой.
Принцип свободы выбора в «подготовленной среде» - в «подготовленной среде» ребёнку должна быть предоставлена свобода выбора деятельности.
Принцип индивидуальной активности в учении: мотивационная активность, двигательная активность, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере.
Принцип предметности в учении – в дошкольном и младшем школьном возрасте учение должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера.
Один из принципов педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: «Помоги мне это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда» : специальные материалы и их особое расположение побуждает ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым.
В нашем ДОУ, как и наверное в любом другом, предметно развивающая среда имеет огромное значение. Именно через окружающую среду ребенок начинает свое развитие. Придя в первый раз в сад и группу дети, конечно же, обращают внимание на красочность, яркость групповой комнаты и игрушки находящиеся в ней.
Еще один метод Монтессори - это самостоятельность то есть минимальное вмешательство в деятельность детей. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.
В группе можно увидеть различные развивающие зоны: практической жизни (переливание воды, пересыпание риса, уход за обувью, рамки — застежки, сенсорного развития (звуковые коробочки, цилиндры, розовая башня, рамки и вкладыши, языковая зона (буквы на шероховатой бумаге, деревянные буквы, карточки, математическая зона, знания об окружающем мире (карты-паззлы, к примеру).
Таких зон можно выделить и больше, если пространство группового помещения позволяет это сделать. В моей группе созданы все необходимые зоны для развития детей в соответствии с ФГОС.
Идея педагогики Монтессори мне понятна и я с удовольствием буду применять в своей практике некоторые методы и принципы. В моей профессиональной деятельности принцип самостоятельности, наверное, является одним из основных. Я считаю, что детей к самостоятельности нужно приучать как можно раньше, потому что самостоятельному ребенку будет легче войти во взрослую жизнью. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний.