Любовь Селиванова
Консультация «Дети с особыми потребностями в обучении» (школа-интернат)
▼ Скачать + Заказать документы
На заметку педагогу дефектологу
Дети с особыми потребностями в обучении, нуждаются в особом подходе
___
Любовь Селиванова, педагог - психолог, учитель дефектолог
ГОУ «Енакиевская специальная школа-интернат № 30» МОН ДНР
Публикация «Консультация „Дети с особыми потребностями в обучении“ (школа-интернат)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Демократические перемены в обществе коснулись и системы образования. Многие проблемы, о которых раньше не принято было говорить, откровенно скрывались, но от этого не решались и не уменьшались. Речь идет о детях школ – интернатов, в которых обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Здания таких школ, как правило, находятся где-то на окраине и многие люди даже не имеют представления, что есть такие школы, которые прежде назывались вспомогательные. А за стенами таких школ идет настоящая борьба за жизнь, за счастье, за развитие каждого человечка, с непростой судьбой, за развитие его интеллектуального потенциала, творческих способностей, за развитие личности, способной устроиться в социуме.
Не секрет, что половина обучающихся таких школ из неблагополучных семей: социально не обустроенных, в которых родители или родственники ведут аморальный образ жизни, в семьях является нормой пьянство одного из родителей, иногда обоих, скандалы. К сожалению, часто диагноз детей напрямую связан с образом жизни родителей, либо имеет генетические корни. Зачастую в школу поступают дети, родители которых ранее учились в такой же школе, что говорит о наследственности заболевания.
Задача школы, а в частности педагогов,сформировать у ребенка иные представления об окружающем, научить отличать добро от зла,воспол-нить маленькую душу теплом, лаской, помочь в этом непростом мире найти свою нишу, свое счастье, не повторяя ошибки родителей.
Воспитание таких детей очень сложный и кропотливый процесс. Положительный результат возникает не сразу. Иногда он не наступает вовсе. С детьми работают истинные патриоты Педагоги- с большой буквы этого слова. Случайные люди долго не задерживаются, сдают нервы. Учи-тель- дефектолог имеет необходимые знания об особенностях развития наших детей. Только с этим учетом возможны положительные результаты, как в обучении, так и в воспитании обучающихся.
Факторы риска, которые необходимо учитывать в прогностической психодиагностике при семейном алкоголизме.
У детей ограниченный опыт эмоционального общения, в силу чего они импульсивны, поверхностны и не стабильны в эмоциональных контактах с людьми. Эта особенность эмоций детей родителей - алкоголиков позволяет делать обоснованный прогноз о том, что использование в их воспитании методов порицания, наказания, игнорирования их и других приемов, которые фиксируют внимание ребенка на его отрицательных качествах является неэффективными. Это происходит потому, что эмоциональная поверхностность детей сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому вытеснению из сознания.
В то же время положительные эмоции оказываются более стойкими и эффективнее регулируют их поведение. Возможность пережить положительную эмоцию толкает этих детей на выполнение трудоемких видов деятельности.
Неблагоприятные прогностические факторы в закономерностях психического развития
обучающегося «гр. риска», или как сейчас принято дети СОП (социально опасное положение) специальной общеобразовательной школы-интерната
1. Выраженная психомоторная расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения, даже в игровых ситуациях.
2. Склонность ребенка к косметической лжи - приукрашивание ситуаций, в которых он находиться, склонность к примитивным вымыслам, которые ребенок использует, как выход из затруднительного положения или конфликта. Ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей, взрослых.
3. Инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым криком, плачем.
4. Импульсивность поведения.
5. Эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу.
6. Реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью. Агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты ;
7. Энурез;
8. Сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат требованиям к социальной роли школьника.
9. Моторная расторможенность в сочетании с эйфорическим фоном настроения.
10. Повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям.
11. Акцентуация компонентов влечений, интерес к ситуациям, включающим агрессию. Жестокость.
12. Наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования, запреты.
13. Отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги при угрозе наказания, как отражение защитных реакций отказа;
14. Реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» взрослым, гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения – грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований педагога. ;
15. Выявление к концу обучения в начальных классах стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы слабые интеллектуальные предпосылки и отсутствие интереса к учебе;
16. Тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых.
Личностная характеристика ОБУЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
1. Психическая незрелость, инфантильность суждений. 2. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функции самоконтроля и саморегуляции.
3. Сочетание инфантильности с аффектной возбудимостью.
4. Ранние проявления влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам, у девочек – истерическая окраска поведения, у мальчиков – склонность к алкоголизму, агрессии, бродяжничеству.