Боярова Татьяна
Консультация «На пороге школы. Преемственность детского сада и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные документы, формирующие нормативно-правовую базу для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования это:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 63 которого ведет речь о преемственности образовательных программ общего образования.
Публикация «Консультация „На пороге школы, Преемственность детского сада и школы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Целевые ориентиры результатов освоения программы дошкольного образования, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Главное предназначение ФГОС дошкольного и начального общего образования - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным. В этот период особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях детского сада и начальной школы.
В практике нашего дошкольного учреждения сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Мы выделяем три линии, по которым идет установление этой связи:
-тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы,
-непосредственное сближение дошкольников и первоклассников и
- взаимосвязь педагогического коллектива школы и родителей будущих первоклассников.
Наш детский сад традиционно сотрудничает со средней общеобразовательной школой. Это определено территориальной близостью расположения организаций и количеством выпускников, поступающих в данную школу.
Формы связи между педагогическими коллективами разнообразны.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Не менее важным в системе преемственности является сотрудничество с семьей. Сотрудничество детского сада, семьи и школы решается через следующие виды работ:
-Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей.
- Встречи учителей с родителями будущих первоклассников, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома. Данные встречи проводятся сначала в детском саду, а затем родители приглашаются в школу.
-Дни открытых дверей.
-Беседа психолога школы с родителями при записи детей в первый класс.
-Проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
Но более подробно я хочу остановиться на связи между детьми подготовительной группы и первоклассниками, которая поддерживается в течение всего учебного года.
В нашем дошкольном образовательном учреждении в данном направлении проводятся следующие формы осуществления преемственности :
- Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассматривают книги и учебники, читают стихи. Спортивный и актовый залы, кабинеты, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад – всё это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в свои собственные силы.
- В сентябре дети подготовительной группы присутствуют на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
- Первоклассники периодически являются гостями в детском саду. В течение года планируются тематические занятия и совместная деятельность с проигрыванием проблемных ситуаций по закреплению полученных знаний и социальной адаптации. После каждого тематического занятия ученики совместно с детьми детского сада рисуют, выполняю аппликации, играют на прогулках.
Такие встречи полезны как для воспитанников, так и первоклассников. Для школьников происходит более гладкая смена их социального статуса. Для воспитанников – желание пойти в школу, быть похожими на своих «взрослых» друзей.
- Весной детский сад проводит День открытых дверей. Частые и желанные гости – бывшие выпускники. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам, отвечают на интересующие их вопросы. Школа, в свою очередь, приглашает будущих первоклассников на праздник «День школы».
- В каждой старшей группе имеются уголки для организации сюжетно-ролевой игры «Школа». Воспитанники с удовольствием проводят в этих уголках свободное время, разыгрывают интересные сюжеты.
Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Исходя из этого, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.