Марина Гусейнова
Методическая разработка «Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию детского сада с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее ФГОС ДО, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.
Публикация «Методическая разработка „Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию детского сада с семьей“» размещена в разделах
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников фиксируются в содержательном разделе основной образовательной программы детского сада. Взаимодействие с семьями детей в процессе реализации программы становится значимым направлением работы современного детского сада.
В рамках профессионального стандарта выделены компетенции педагога, необходимые для социального развития воспитанников, в т. ч. умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Необходимо вернуть семье её роль в воспитании детей, помочь современным родителям, нередко думающим, что дошкольная образовательная организация может (и должна) решить за них все задачи и проблемы воспитания их ребёнка. Решение этих задач возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса, созданной на основе идеи общественного договора и социального партнёрства. Всё это требует наличие у педагога качеств, позволяющих поддерживать конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников, преодолевать коммуникативные барьеры. Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнёрских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям.
Современные педагоги нередко используют в своей практики укоренившиеся методы: просвещение, контроль действий родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании. Подобное отношение вызывает активное сопротивление родителей. Не находя контакта с родителями, воспитатели берут на себя все больший объём работы, что далеко не всегда является эффективным. Педагогам необходимо осознать изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников. Среди наиболее популярных современных методов выделяют круглый стол, тренинг, креативные игры, мозговой штурм, решение педагогических задач и т. д.
Современным методом так же является интерактивные методы организации взаимодействия. Использовать интерактивные методы (inter — это взаимный, act- действовать) означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем -либо. Для того чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, смогли преодолевать негативные установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребёнка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.
Смысл проведения фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.
Задачи фасилитации – решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждений совместных мероприятий, разрешений сложных или конфликтных ситуаций.
Продукт фасилитации- это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятий и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.
Функции фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление и поддержка.
Формы фасилитации-взаимодействие, воздействие, диалог.
Применение технологий фасилитации, отвечающих современным целевым установкам взаимодействия семьи и ДОО, требуют освоения воспитателями соответствующих ролевых позиций. На первый план выходят такие характеристики педагога, как умение строить открытые, доверительные отношения с родителями, способность создавать особую атмосферу сотрудничества, снимать барьеры и помехи во взаимодействии, раскрывать ресурсы участников образовательных отношений. Наличие всех этих качеств у педагога облегчает процесс обучения детей (и родителей, обладающего ими специалиста можно назвать фасилитатором.
Технологии фасилитации позволяют по-другому, взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями, на место родителей в этом процессе, на позиции ребенка в групповой работе. И так, что же такое фасилитация? Фасилитация – продвигать, облегчать, снимать барьеры. Фасилитировать – сделать легким. Следовательно, фасилитативные технологии при работе с семьей, технологии облегчающие, продвигающие, снимающие барьеры между родителями и педагогами. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия педагога с семьёй. Технологии фасилитации, которые позволяют педагогу вовлечь всех и каждого родителя в групповую деятельность, направленную на достижение поставленных ими целей, гибко и оперативно управлять групповым мероприятием на основе создания ситуаций успеха и свободы самовыражения. Использование технологий фасилитации способствует анализу проблем, поиску решений конкретных вопросов, разрешению конфликтов. Эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей призваны обеспечить внедрение инновационных технологий взаимодействия с семьями воспитанников. Инновация, нововведение — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности образовательного процесса.
Не каждый педагог, даже опытный, может стать хорошим фасилитатором. Работа начинается с выявления уровня способностей выступать в роли фасилитатора, предлагается пройти тест (приложение 1, для его проведения с учётом образовательных потребностей создаётся группа самообразования. По итогам тестирования составляется программа и определяются роли в групповом образовательном процессе для педагогов (родителей, продемонстрировавшим 1 (недопустимый, 2 (критический, 3 (допустимый, 4 (оптимальный) уровни развития фасилитативных способностей. Эти усилия направлены на тех, чьи показатели соответствуют низким уровням, направлены на выявления причин их неудовлетворённости результатами общения с детьми, родителями, коллегами.
Обучающая составляющая практикума связана с проведением тренингов (приложение 2) по развитию навыков фасилитации и практикумов по разработке сценариев различных мероприятий на основе технологий фасилитации. Освоенные педагогами знания и навыки находят применение и развитие в повседневной работе. Осмысление результатов обеспечивается в ходе решения стандартных профессиональных задач или в рамках специально организованной опытно-педагогической работы.
Приложение 1
Оценка фасилитативных способностей педагога (родителя)
Признаки фасилитативного педагога (родителя)
Оценка
1. Признает за (педагогом, родителем) право на собственное мнение, выслушивает его мнение.
2. Признаёт равенство своей позиции и позиции (педагога, родителя, не демонстрирует своего превосходства.
3. Привлекает внимание к себе высокой эрудицией, положительными личностными качествами, демонстрирует хорошие знания предмета деятельности, обладает стремлением к самообразованию, способен публично признавать свои ошибки.
4. Гибко перестраивает позиции и роли в общении: выбирает оптимальное сочетание средств общения и способов воздействия, реализует индивидуальный подход к (педагогу, родителю)
5. Переводит (педагога, родителя)в позицию «субъекта»(активного собеседника)при организации общения посредством диалогичности и проблемности во взаимодействии
6. Создаёт оптимальный психологический настрой в группе, обеспечивает реализацию резервов (педагогов, родителей)как партнёров по общению, учитывает эмоциональное состояние и индивидуальные особенности партнёров
7. Анализирует результаты общения с позиций других участников, прогнозирует последствия общения для (педагогов, родителей) для себя
8. Предвидит близкие и отдаленные результаты общения и выстраивает в связи с этим взаимодействие (с педагогом, с родителем)
9. Оценивает и корригирует поступки и действия (педагогов, родителей) а не их личностные особенности
10. Охотно поддерживает инициативу, создаёт условия для самореализации (педагога, родителя)
11. Способен к эмпатии, рефлексии относительно опыта своего общения, демонстрирует открытость и заинтересованность в другом человеке (педагоге, родителе)
Оценка качеств:
0 баллов- качество не сформировано
1 балл- качество проявляется редко, сформировано на уровне отдельных элементов
2 балла- качество, как правило, проявляется, в целом сформировано
3 балла- качество проявляется всегда (или часто, полностью сформировано
Приложение 2
Тренинг «Развитие навыков фасилитации»
Цели:
1. Повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей.
2. Развитие у всех участников образовательных отношений фасилитативных умений.
Порядок проведения тренинга:
- продолжительность выполнения упражнений : от 45 минут до 1 часа
- количество участников от 5 до 25 человек
- место проведения: помещение, довольно просторное
- оборудование: большие листы бумаги и маркеры, доска с мелом или компьютер для записи комментариев членов группы по ходу обсуждения
- принципы: создание доброжелательной обстановки в группе, выполнение участниками упражнений в оптимальном для них темпе, поощрение активности обучающихся, оказание поддержки, стимулирование стремления неактивных членов группы поделиться своими мыслями и чувствами.
Упражнение 1 «Что означает быть фасилитатором?»
В ходе работы в парах участники разыгрывают соответствующие роли. Задача «консультанта» состоит в том, чтобы, используя различные методики (открытые вопросы, проверка правильности понимания, проявление эмпатии, рефлексия, разговорить своего «клиента». Через 5 минут происходит смена ролей.
Оценивание: «клиенты» характеризуют уровень развития навыков фасилитации у «консультантов», результаты работы пар обсуждаются группой. Всем участникам предлагается рассказать о полученном опыте и возможностях его использования. В процессе осмыслении работы в роли «консультанта» нужно прежде всего оценить уровень развития своих навыков, а рассказывая о роли «клиента», сделать акцент на своих переживаниях и чувствах.
Завершение: участникам предлагается 5 минут для вербализации возникших вопросов, выражения чувств, эмоций.
Упражнение 2 «Что делать, когда возникает непредвиденные обстоятельства?»
Анализ проблемной ситуации
Участники разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждому члену группы выдаётся общее для всех описание сложных ситуаций и предлагается ответить на вопрос, как бы они действовали в подобных случаях. Участники должны стремится к тому, чтобы ответы были разнообразными, возможно, противоречивыми. Каждая группа должна выбрать секретаря, который по ходу обсуждения будет фиксировать его основные моменты.
На работу отводится 25-30 минут. Затем образуется общий круг, ведущий организует обсуждение, посвящённое тому, какие стратегии действий можно использовать при возникновении непредвиденных обстоятельств. Особое внимание обращается на то, что «правильных» ответов здесь не существует. Определяющим фактором является имеющийся у фасилитатора опыт, обогащение которого- главная задача выполнения данного упражнения.
Итогами работы должны стать овладения участниками общим алгоритмом поиска выхода из сложной ситуации и расширение репертуара действий фасилитатора в подобных случаях. Наряду с этим формируется опыт вербализации и отстаивания собственного мнения, ориентации на понимание другими людьми.
Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чуму они научились в процессе выполнения данного упражнения, что им пригодится в работе и в повседневной жизни.
Завершение: участникам предоставляется 5 минут для вербализации возникших вопросов, выражения чувств и эмоций.
Разработала старший воспитатель ГБДОУ д/с 15 Гусейнова М. О.