ЕЛЕНА ФАДЕЕВА
Мастер-класс «Технология коллекционирования как эффективная форма работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект мастер – класса
Название этапа Содержание
Тема Технология коллекционирования как эффективная форма взаимодействия с родителями.
Цель Повышение профессионального уровня педагогов в области использования технологии коллекционирования в работе с родителями и детьми.
Задачи 1. Сформировать профессиональные умения к применению приемов технологии коллекционирования
Публикация «Мастер-класс „Технология коллекционирования как эффективная форма работы с родителями“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Актуализация личного опыта, взаимообмен педагогическим опытом работы в данной области
3. Вызвать интерес педагогов к данной технологии, поиск новых форм работы и способов применения технологии коллекционирования.
4. Развитие профессиональных умений анализировать результаты деятельности освоения технологии коллекционирования
Участники Педагоги МДОУ № 44
Оборудование Мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint по теме МК, коллекции.
Презентация системы работы ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.
Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Коллекционирование является одной из самых эффективных технологий для решения поставленных задач и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».
Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.
Задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима.
Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивается аккуратность и бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей.
Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:
Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.
Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.
Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).
Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:
• расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,
• осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов ( например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)
• знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).
В дошкольном возрасте коллекционирование
проходит свой путь развития.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.
Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.
Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».
Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Виды коллекций :
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей.
Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
Этапы работы :
1 этап (подготовительный)
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, было проведено родительское собрание, направленное на формирование положительного отношения к данному виду деятельности. Где мы познакомили родителей с классификацией видов коллекционирования и требованиями к созданию коллекций, проводились индивидуальные беседы с целью накопления конкретных представлений о коллекционировании. Было решено какие виды групповых коллекций мы будем собирать в течение года.
2 этап (основной)
Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественно познавательной литературы,
включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап (заключительный)
организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.
Воспитатели применяют коллекционирование, так как это очень привлекательная форма деятельности для дошкольников. Ведь дети очень радуются самому процессу собирательства. Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию. Дети проявляют интерес к разным предметам, желают узнавать о них как можно больше, что благоприятно сказывается на включение в процесс собирания предметов. Кажется, что тяга к собирательству вложена в сознание детей изначально. К сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает.
Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать.
Рассмотрим на примере работы с коллекцией игрушек из «Киндер-сюрприза». Научное название данного вида - «КИНДЕРФИЛИЯ»
В чем польза игрушек из шоколадных яиц? Как играть с игрушками из киндер-сюрприза?
Эти коллекционные запасы становятся отличным игровым материалом для малышей от двух лет и старше (вообще возраст, с которого дети начинают играть с игрушками из киндер-сюрпризов, зависит от того, как скоро ребёнок перестаёт тянуть в рот то, что не надо).
Что придумать с игрушками?
Как известно, игрушки в киндер-сюрпризах бывают нескольких типов:
1. Цельные фигурки (кажется, их любят и ценят больше всего, именно они часто становятся объектом коллекционирования);
2. Сборные фигурки (они тоже бывают очень милыми и, как правило, получаются большего размера, чем цельные);
3. Затеи (различные волчки, маленькие пазлы, наклейки, переливающиеся картинки и прочие не очень-то популярные у
пользователей «сюрпризы»).
Впрочем, для игр годятся и те, и другие, и третьи!
Самый очевидный способ игры с фигурками – это включение их в качестве персонажей в сюжетно-ролевую или режиссёрскую игру. Человечки могут поселиться в домиках из кубиков или коробочек, животные – в зоопарке или в лесу, слепленном из пластилина, машинки с успехом выполнят роль городского транспорта, а персонажи сказок и мультфильмов разыграют те сюжеты, о которых забыл написать автор.
Если дома залежался клеевой пистолет, тогда стоит подумать ещё о таком использовании фигурок: их можно приделать к деревянным тонким палочкам и использовать как актёров кукольного театра.
В качестве фишек для настольных игр-ходилок игрушки из киндер-сюрпризов тоже подойдут!
Обучающие игры – это ещё один удачный вариант использования фигурок из киндеров.
Предлагаем вам такие игры:
«Что пропало?»
Ставим на стол или на пол несколько фигурок, ребёнок смотрит на них несколько секунд и отворачивается. В это время мы убираем одну или несколько игрушек, а малыш пытается угадать, какие из них исчезли.
«Что изменилось?» Опять берём 3-5 фигурок, ставим в рядок и просим ребёнка запомнить. Затем ребёнок должен закрыть глаза, а мы меняем местами 2 фигурки. Задание: что изменилось? Развивает внимание и память.
«Последовательность» Перед ребёнком ставят игрушки в произвольном порядке (кучкой) и говорят, что они идут на день рождения к, например, Лисичке. После этого, называют в каком порядке они идут (первым пошёл мышонок, за ним волк, потом заяц и т. д.). Ребёнок, прослушав порядок – раскладывает его.
«Найди клад» Берём несколько фигурок и коробку (тарелку, тазик) с сыпучим материалом (песок, манка, гречка). Показывает ребёнку фигурки, а потом прячем их в коробке, закапываем. И предлагаем найти, откопать. По ходу игры интересуется, все ли игрушки найдены? Какой не хватает? Развивает внимание, память, является сенсорным стимулятором.
«Что в мешочке?» Берём непрозрачный мешочек, пакет. И кладем в него 2-3 фигурки. Предлагаем малышу на ощупь определить какие игрушки лежат в мешке. Развивают мышление, оказывает сенсорную стимуляцию и развивает мелкую моторику.
«Из какой сказки?» Берете одну фигурку, например лисичку, мишку, зайку и предлагает ребёнку вспомнить в какой сказке (мультике) встречается данный персонаж. Если играете с группой детей, то можно предложить соревнование, кто больше сказок вспомнит. Развивает память, мышление.
«Путанка» Возьмите 3 непрозрачных стаканчика. Под один из них спрячьте фигурку. А затем повертите стаканчики, чтобы запутать ребёнка. Приговаривайте таинственным голосом: Кручу-верчу запутать тебя хочу! Предложите угадать, под каким стаканчиком игрушка. Можно играть на счёт, после пяти успешных отгадок, предложите приз. Развивает внимание.
«Прятки» Возьмите несколько фигурок, покажите ребёнку и спрячьте в заранее оговоренной пространстве комнаты. А затем предложите ребёнку найти фигурки. Можно помогать, приговаривая
«Горячо-холодно». Развивает внимание, память, пространственное мышление.
«Мокрые игры» Понаблюдайте с ребенком, какие игрушки плавают, а какие тонут, расскажите, почему так происходит. Можно вылавливать фигурки сачком, получится ролевая игра в Рыбака. Игра расширяет кругозор ребёнка, помогает изучить свойства предметов.
Изучаем цвета.
Подбираем фигурки одного цвета – выискиваем в общей куче фигурок все оранжевые, все синие, все зелёные. Если эта задача слишком проста, тогда можно искать игрушки, в которых есть 2 или 3 цвета сразу. Или устроить игру: наклеить на игральный кубик бумажки разных цветов, бросать его по очереди и выбирать из общей кучи фигурки соответствующего цвета по принципу «Кто быстрее?» Пусть выиграет тот, кто наберёт больше фигурок!
Найди лишнюю фигурку.
В ряд, состоящий из животных Африки, можно поставить белого медведя, в ряд оранжевых фигурок – зелёную, в ряд персонажей из одной сказки – персонажа из совсем другой. Задача малыша – отыскать лишнюю игрушку.
Группируем фигурки по общим признакам и находим их название.
Например, группа из кучи машинок, вертолетиков и поездов – это транспорт. Задачу можно усложнить: разделить большую группу на несколько маленьких, в том же транспорте выделить железнодорожный, автомобильный и воздушный.
Придумываем историю.
Отличное упражнение для развития речи и творческих навыков. Можно выставить 2-4 фигурки и придумать про них сказку: одно предложение говорит мама, второе – ребёнок. Можно слегка изменить правила и придумывать сказку так, как вам удобно.
Играем в игрушки – читаем книгу.
Некоторые серии фигурок сделаны по мотивам известных книг: в продаже есть шоколадные яйца с персонажами муми-троллей, фигурки из книжки «Волшебник Изумрудного города». Собирание такой коллекции – хороший повод познакомиться с литературным произведением.
Игра «Успей-ка»
Игра развивает внимание, моторику, ориентировку в пространстве.
Игры с несколькими детьми. На ковре раскладывают киндер-игрушки по количеству - на 1 меньше детей. Дети под музыку ходят по кругу. Когда музыка прерывается, они быстро берут игрушки с ковра. Кому не хватило – выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не останется 1 участник – победитель.
Поставьте несколько игрушек в ряд и предложите ребенку отгадать загадку – о ком из этих персонажей идет речь. Например:
Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
Игра «Достань игрушки».
Игра развивает моторику, глазомер.
В таз или ведёрко наливают воду, на дно кидают киндер-игрушки. По команде дети с помощью сачков или глубокими ложками достают игрушки. Выигрывает тот, кто достал больше игрушек.
Настольная игра. Игрушки от киндер-сюрпризов могут быть фигурками для настольных игр. Одну из них для начинающих игроков можно сделать самому. На листе бумаги рисуете цифры в кружочках от начального пункта к финишу. По дороге дорисовываем травку, других животных, домики, деревья. Задача – перебраться на другую сторону как можно быстрее, выполняя по дороге различные задания.
Играем с географией. Если у вас дома есть карта, положите ее на пол и расселите жителей по материкам. Например: пингвины заберутся в Антарктиду, кенгуру в Австралию, слоны – в Африку и т. д. поселившим на своей территории, рассматриваем местность – холодно здесь или жарко, кто еще живет, что растет. Животные могут ходить к друг другу в гости, а хозяин рассказывать гостю о той местности, где он проживает.
Игры с буквами. Для этой игры понадобится кубик с буквами. Если такого нет, сделайте его сами, наклеив буквы на стороны кубика. Бросаем кубик. Выпала, например, буква М. Скажите крохе: «Это буква М. Что же у нас начинается на эту букву?» Вместе с ребенком выбираем машину, мишку и т. п. героев из множества игрушек.
Социоконструкция Все участники МК делятся на группы (выбирают одну из коллекций). Формируется 3 группы.
Каждой группе дается задание:
1. Дать интересное название своей коллекции.
2. Определить задачи (Зачем собираем)
3. Продумать, как можно использовать коллекцию с детьми в разных видах деятельности (Как играем).Придумать по 3 игры.
Каждая группа объясняет выполнение своего задания.
Рефлексия Вывод: Таким образом, задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.
Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной.
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.
Включение родителей в совместную деятельность сплачивает детско – родительский коллектив, совместная познавательная деятельность объединяет. Работа в данном направлении показала,что во многих семьях началась работа по собирательству коллекций (сувенирные машины, киндерфилия, фантики (ксерофилия), значки (фалеристика), открытки (филокартия) .
Педагоги делятся опытом по созданию собственных коллекций.
В завершение просматривается презентация «Удивительное коллекционирование» .
Делается вывод о необходимости сбора групповых коллекций в каждой группе.