наталья панченко
Мысли вслух… или зачем вам это надо? Об организации и ведении образовательной деятельности в ДОУ с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Мысли вслух…или зачем вам это надо?»
Панченко Наталья Ивановна
Воспитатель МКДОУ Д/С №425г. Новосибирск
Об организации и ведении образовательной деятельности в ДОУ с детьми с особыми возможностями здоровья написано много статей. Когда то дети с нарушениями речи встречались в педагогической практике единично сейчас же это большое количество воспитанников с более тяжелыми нарушениями речи.
И вечный вопрос: «Что делать?»
Публикация «Мысли вслух… или зачем вам это надо? Об организации и ведении образовательной деятельности в ДОУ с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
ФГОС дал направление а именно создать условия для обогащения среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей.
В ДОУ условиями является – среда предметная развивающая образовательная межличностная.
Стандарты зонирования развивающей предметно пространственной среды применяются и в нашем детском саду.
Центр сюжетно – ролевой игры:
Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Ребенку нравится многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: «семья», «магазин», «детский сад»
«Парикмахерская» «Магазин»
Центр ПДД:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное развитие:
Развивает мышление и пальчиковую моторику, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развивает зрительное восприятие и внимание; формирует обследовательские навыки; развивает способности использовать речь для определения смысла своих действий; обогащает активный словарь детей и т. д.
К этому центру я отношу мозаики, лото, парные картинки, магнитную доску, различные мелкие фигурки и нетрадиционный материл для счёта; кубики, сюжетные картинки, крупные пазлы, наборы картинок для группировки, картотеку игр по развитию речи; картотеку подвижных игр по ФЭМП, магнитные цифры и буквы и тд.
Материал уголка мы используем как во время непосредственной образовательной деятельности, так и для индивидуальной работы с детьми.
В центре природы расположены:
- Предметы для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки для вытирания пыли, фартуки для детей, большая клеёнка, грабли, совочки)
- Природный материал (шишки, сухие листья и гербарий растений, веточки с разных видов деревьев, камешки, ракушки, песок).
- Дидактические и развивающие игры (Чей домик? Кто, что ест? Мы в лесу. Самый красивый цветок. Цветик- семицветик. Лабиринт. Где иголки у ежа. Кто как говорит. Животные и их детёныши. С какого дерева лист. Весёлый огород. Узнаем по следам. Куда белка спрятала шишки).
- Комнатные растения (бегония, бальзамин, фиалка, фикус и др).
- Картотека комнатных растений
- Календарь природы.
- Рисунки детей;
Центр экспериментирования:
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Центр экспериментирования оснащен материалами:
- Картотека опытов по экспериментальной деятельности;
- Коллекция: «Тканей», «Бумаги», «Растений»;
Центр конструктивной деятельности :
Развивает представления об основных свойствах объемных геометрических форм, самостоятельного творчества, мелкую моторику пальцев, рук. Учит понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали.
Дети с интересом играют с «Лего», и с другим конструктором. Часто игра приобретает сюжетно – ролевой характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимее для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, воспитанники формируют не только мелкую моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.
Центр речевого развития:
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Для организации речевых игр в группе имеется: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем центре имеются различные тренажё ры:
- мыльные пузыри;
- воздушные шары;
- султанчики и тренажёры для дыхания;
- массажные мячики;
- картотека по развитию связной речи.
Центр «Творческая мастерская»
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности : рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Центр театрализованной деятельности :
Центр театрализованной деятельности представлен разнообразными атрибутами костюмами шапочками бусами…
Центр физического развития:
Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. В данном центре представлены материалы:
- для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики: мешочки с песком, массажные коврики, массажная дорожка из пуговиц, крышек, катушек ниток;
- для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи разных размеров, кегли;
- для гимнастики: ленточки, платочки, погремушки, кольца, массажные мячики….
- для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи;
- картотека подвижных игр;
- картотека игр с массажными мячиками….
Особо хочу остановиться на мини музее нашей группы. МКДОУ Д/С №425 «Ёлочка» разработали и реализуют направление «развитие представлений о человеке в истории и культуре».
Данное направление помогает приблизить познание окружающего мира через мир предметов и вещей.
В нашей группе это музей «дерева» в нем собраны различные экспонаты :
Раздел «Дерево загадок»
Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея.
Раздел «Строение дерева» знакомит детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) помещены под стекло в деревянные рамки. На полочке лежат спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев, деревянные вазы с сухими ветками.
Раздел «Кора и лесные обитатели» рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Для наглядности в музее представлено бревно, в ще-лях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые.
Раздел «Как человек использует кору» представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры (различные поделки, так и иллюстрациями. В состав его экспонатов входят:
• Береста - бытовые изделия и украшения.
• Кусочки бересты, напоминающие о том, что в старину на этом материале писали письма.
• Сосновая кора (в старину ее использовали при настиле крыш.)
• Кора липы, лыко для лаптей и других изделий.
• Корковые пробки.
• Сувениры из коры и другие поделки.
• Кора лекарственных растений (крушины, дуба).
• Дубовая кора (использовалась для дубления, выделки кожи).
Раздел «Дерево в жизни человека» представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы : игрушки (матрешки, кубики, звери, предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев.
Фраза «Познание находится на кончиках пальцев» для наших воспитанников очень актуальна. Экспонаты из дерева живые теплые и приятные и если пока у наших воспитанников нет возможности о них рассказать они могут и получают тактильные ощущения.
При организации образовательного пространства очень часто возникает вопрос: «зачем это вам?»
Большое количество детей в группе загруженность родителей а порой их непонимание необходимости совместных усилий в воспитании детей.
Многофункциональность оборудования предметной среды помогают организовать педагогический процесс и самостоятельную совместную деятельность так чтобы каждый воспитанник нашел себе занятие по развитию и интересу.