Панарина Ида
Мышление и интеллект. Структура интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
1. Мышление и интеллект. Структура интеллекта.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Интеллект - общая способность к познанию, пониманию и разрешению проблем.
Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. В обыденной речи интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с возрастом развивается», — этим передается проблематика развития интеллекта. Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.
Публикация «Мышление и интеллект, Структура интеллекта» размещена в разделах
Интеллект — способность к мышлению.
Мышление — опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания. Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь — основа поведения, а значит — адаптации. При этом выбор поведения зависит от критичности мышления. Важно заметить, что поведение и мышление связаны только при решении определённой задачи, если её нет, поведение связано с другими механизмами. Например, поведение зависит от моральных ценностей. Мышление связано с деятельностью, так как в её процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике. Кроме того, существует творческое мышление. Можно сделать умозаключение, что поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому под понятием «ум» мы определяем процесс мышления и его особенности.
Структура интеллекта.
Сам интеллект психологи давно назвали системой психических процессов, благодаря которым каждый человек применяет свои способности не только для того, чтобы оценить и проанализировать ситуацию, но и с целью принятия рациональных решений и организации собственного поведения. Иными словами, это способность к мышлению. Только не нужно называть интеллект нравственностью, гуманностью и уж тем более результатом элитного образования.
Если говорить о его структуре, то следует выделить следующие составляющие:
1. Общий интеллект. Благодаря ему любая деятельность имеет успех или же порой не имеет. С его помощью личность адаптируется к окружающей среде, способна быстро перерабатывать получаемую информацию.
2. Специальный. Психические процессы, которые являются основой этого интеллекта, направлены на решение каких-то конкретных задач в определенном виде деятельности. К примеру, он задействован во время разрешения межличностных проблем.
3. Потенциальный. Здесь сосредоточено рассуждение и абстрагирование. А, если говорить о различных взглядах на структуру интеллекта, то известный ученый Кеттел считал, что этот интеллект формируется лишь к 20 годам и не ранее.
4. Кристаллический. Он возникает лишь после того, как человек накопит достаточное для этого количество умений, навыков и знаний.
2. Психологические теории и физиологические основы эмоций.
Понятие эмоции - Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.
Природа эмоций:
1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
2. Теория И. Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.
Психоорганическая теория эмоций.
Теория Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций детерминировано внешними воздействиями как в произвольной двигательной сфере, так и в непроизвольной. По сути, здесь связываются ощущения данных изменений и сами эмоциональные реакции. Источниками эмоций выступают органические изменения. Они отражаются в психике человека через специальную систему обратной связи, а затем уже таким образом вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Таким образом, эмоции возникают посредством внешних раздражителей через органические ощущения.
Критика данной теории.
Данная теория подверглась критики со стороны У. Кэннона. Он утверждал, что органические ощущения настолько похожи друг на друга, что объяснить с помощью них все разнообразие переживаемых человеком эмоций не представляется возможным.
Кроме того, он подверг проверке тезис о самих органических ощущениях как основе эмоций. Он выяснил, что ощущения во внутренних органах формируются крайне медленно, а эмоции, напротив, развиваются стремительно. Также У. Кэннон обнаружил, что при искусственном вызывании у человека органических изменений не всегда проявляются эмоциональные переживания.
Более того, был проведен эксперимент, который показал, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера.
Суть данной концепции заключается в том, что эмоциональная реакция оказывается подвергнутой воздействию прошлого опыта человека, а также его собственной оценки той или иной ситуации. Разумеется, в данной теории также не опровергается воздействие внутренних телесных стимулов на эмоциональное состояние индивида.
При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.
3. Практическое задание.
Факторы развития эмоциональной сферы в онтогенезе.
Эмоции- Реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными
переживаниями.
Это одна из форм психическойдеятельности. В качестве внутренних раздражителей выступают патологические процессы (заболевания внутренних органов).
Внешние раздражители - это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т. д.
В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций можно выделить четыре этапа:
1. Новорожденный
2. На этапе младенчества появляются органические чувствования приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия.
3. С 3-4 до 12-14 лет происходит постепенное развитие корковых (эпикритических) эмоций.
4. Формирование высших эмоций, полное развитие достигается к 20-22 годам.
Первый этап.
При рождении ребенок обладает тремя эмоциями, как считает Я. Дембовский: гнев, который проявляется как реакция на ограничение в движении, страх, как реакция на сильный и резкий звук и удовольствие, возникающее при укачивании малыша.
Выражением эмоций служит плач, но иногда можно различить что-то похожее на улыбку, но скорее всего она носит рефлекторный характер и не связана с окружающими событиями.
Постепенно улыбка приобретает более осознанный характер на
различные стимулы.
В возрасте 3-4 месяцев проявляют улыбку на обращение к ним со
стороны любого взрослого.
5-6 месячные дети прежде, чем улыбнуться, сосредотачиваются и долго смотрят на взрослого и лишь затем выдают ту или иную эмоциональную реакцию.
Примерно в 2,5-3месяцауребенка появляется социальная улыбка, обращенная к другому человеку.
Появляется новый вид эмоционального реагирования – формирование аффективно-личностных связей.
В возрасте трех месяцев младенцы уже готовы воспринимать эмоции
родителей
Второй этап (Появление аффективно-личностных связей).
Во второй половине первого года жизни социальные контакты ребенка проявляются не только в положительной, но и в отрицательной ситуации. У детей появляется страх незнакомых
людей, новых помещений. Он становится робким и настороженным.
Если ситуативно-личностного общения между младенцем и взрослыми недостаточно, то аффективно-личностные связи не устанавливаются.
Изначально первые эмоции младенца обусловлены биологическими потребностями (в свободе, защите, удовольствии, а вот дальнейшие эмоциональные реакции связаны с интеллектуальным развитием.
Третий этап.
Дети 5-6 лет научаются определять эмоцию другого человека по его речи. При стабильных отрицательных эмоциональных переживаниях происходит задержка развития данного умения.
С переходом ребенка в школу у него изменяется эмоциональная сфера в связи с тем, что у него происходит расширение содержания деятельности и увеличивается количество объектов, к которым он проявляет эмоции.
Четвертый этап
Т. А. Немчин описывает следующие особенности у лиц пожилого возраста: выражается динамика эмоциональных состояний, проявляющаяся в лабильности эмоций или на оборот в их инертности; высокая устойчивость высших эмоций.
В связи изменением социального статуса – выход на пенсию, приспособление к новым условиям, отмечаются такие особенности эмоциональной сферы, как проявление негативных переживаний, снижение самооценки, или же позитивных, связанных с обретением свободы от трудовой деятельности, сохраняется высокая работоспособность.
Эмоциональная сфера претерпевает изменения, связанные как с физическим, так и с психическим состоянием человека.
Имеются сведения о гендерных различиях в переживаниях эмоций в пожилом возрасте.