Марина Лесных
Сценарий праздника по экологическому воспитанию «Мы — земляне»
▼ Скачать + Заказать документы
"Мы-земляне!"
Цель: Формировать чувство доброты, любви, бережного отношения к природе. Сохранение нашей планеты чистой, красивой и здоровой.
Задачи:
1. Формирование экологической грамотности подрастающего поколения; экологической культуры; бережного отношения ко всему живому.
2. Способствовать познавательному развитию учащихся, расширять кругозор и обогащать словарный запас.
3. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе, родным местам, малой родине- Алтаю.
Публикация «Сценарий праздника по экологическому воспитанию „Мы — земляне“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Клубника, земляника
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2019
Оборудование:
-презентация «Мы- земляне!»;
-Компьютер, экран, мультимедиа;
-Для оформления класса: стенды «Сохраним Землю голубой и зеленой!»; иллюстрации растений и животных из Красной книги; плакаты «Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту», «Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: дети – друзья, защитники и дозорные природы».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В: Каждый день всегда, везде – на занятиях, в игре, смело четко говорим и тихонечко сидим.
2. Основная часть мероприятия.
Девиз: «Любовь и доброта спасут мир!»
В современном мире формирование положительных чувств по отношению к природе, посильной помощи и понимания важности бережного отношения к ней очень важно. И дети наши должны знать: общество без природы не проживёт и не выживет.
В: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на экран. То, что вы видите – это газета из четырёх страниц. Газета называется «Мы-земляне». Страницы в ней необычные, они разного цвета. Первая страница – голубая, вторая страница – белая, третья страница – синяя, четвёртая страница – зелёная. Каждая страница это частичка нашей планеты Земля. На страницах черные пятна, а в центре грустный человек.
В: Давайте попробуем разгадать: что же находится вокруг нашего человечка? Уберём черные пятна, тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
Страница первая – ГОЛУБАЯ.
В: О чем пойдет речь на этой странице? Отгадайте загадку:
– Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
В: На этой голубой странице побеседуем о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой.
Отгадайте мою загадку:
– Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (Небо)
В: Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Отчего может загрязниться воздух? Попытайтесь понять детские высказывания.
Конкурс «Устами младенца».
1. Всегда чёрного цвета.
-Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
-Это очень вредно.
-У человека вызывает болезни, а одежда становится грязной.
-Этого много при горении. (Сажа)
2. Она легкая, серого цвета.
-Этого бывает много.
-На улице, в комнате, в помещении.
-От этого у людей бывает аллергия.
-Если полить тротуары, сделать в помещении влажную уборку её станет меньше. (Пыль)
3. Этого почти не видно.
-Этого много в промышленном городе, где работает много фабрик и заводов.
-От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
-Это могут собрать на свои листья зелёные растения.
-В городе, где этого много, не растут лишайники. (Газовые отходы)
4. В воздухе их содержатся много.
-Когда в комнате много людей, а окна закрыты, их может накопиться очень много.
-Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп.
-Маленькие живые существа. (Микробы).
В: Что надо сделать для охраны воздуха от этих загрязнений? ( Ответы детей: очистительные сооружения; влажную уборку, пропылесосить; на заводах используют пылеулавливатели; проветривать комнату, чтобы не было микробов.
В: Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени. Какое самое распространённое дерево вы видели на улицах города? Оно является настоящим пылеулавливателем ( Ответы детей: тополь).
В: Мы убрали микробы, сажу, пыль, газовые отходы с голубой страницы. И страничка, благодаря ребятам, их правильным ответам, очищена от черных пятен. Если вы сумеете очистить от черных пятен все страницы нашей газеты – наш человечек будет улыбаться!
Страница вторая – БЕЛАЯ.
В: Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Попытайтесь понять, о чем идет речь в детских высказываниях.
Конкурс «Устами младенца» :
-Особенно много там, где много заводов и фабрик.
-От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.
-Если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик
-Эй, гражданка у окна.
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром? (Шум).
( Ответы детей: им не нравится, потому что шумно и неприятно).
В: Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т. д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать громко музыку. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть под ухо своего приятеля. Это очень опасно. Резкий, громкий звук может нарушить слух. Ребята, как уберечься от шума?
( Ответы детей: не включать громкую музыку, не кричать, разговаривать спокойным голосом).
В: И вторая страничка, благодаря ребятам, их знаниям, очищена от черных пятен. С белого поля мы уберем зигзаги громкого звука, шума и оставим красивые волны, пение птиц, шелест листвы.
В: Ну, вот, две страницы нашей газеты чистые.
Страница третья – СИНЯЯ.
В:– Ах, ручей, чей ты, чей?
Я – от снега и лучей.
Я бегу, я смеюсь,
Я сейчас с другим сольюсь.
В: О чем пойдет речь на третьей странице газеты? ( Ответы ребят: о воде)
В: Где больше всего воды на Земле? (В океане). А еще где находится вода? (В морях, в реках, в ручьях, ледниках, айсбергах, живых организмах). Отгадайте загадки:
«Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут». (Облака)
«С неба пришёл, в землю ушёл». (Дождь)
«Зимнее стекло
Весною потекло». (Лёд)
«Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке». (Град)
В: В каких состояниях встречается вода в природе? ( Ответы детей: газообразная – пар, жидкая и твердая вода).
В: А какая нужна вода, чтобы нам напиться и умыться? (Чистая, пресная). Конечно, это чистая вода. Грязной водой умываться нельзя. Чистая вода нужна и растениям и животным. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете».
В. Ребята взгляните на слайд. Вода в реке загрязнена мусором, отходами. Люди иногда моют в ней машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Как нам очистить синее поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать для охраны воды ( Ответы детей: не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми).
В: Уберем мусор с нашей речки!Наша речка стала чистая и весёлая – в ней поселились обитатели. Ребята, какие вы молодцы – очистили синюю водную страницу нашей газеты. Эти рисунки выполнили ребята.
Страница четвёртая – ЗЕЛЁНАЯ.
В: Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? ( Ответы детей: зеленый цвет – это цвет зелени, травы, листьев.
В: Страница газеты зеленая потому, что основу живой природы составляют зеленые растения. Они дают всем жизнь: пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам. Эта зеленая страничка посвящена живым организмам.
Учитель. Кого можно отнести к живой природе?
( Ответы детей: растения, животные, грибы, человек относятся к живой природе).(Слайд 14)
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!
В: Всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)
– Посмотрите на это зеленое поле. На этой поляне есть и печальные рисунки ребят «Как не должно быть».
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
В: Мы можем этого не допустить, если научимся правильно вести себя в природе. Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы красивых растений было много кругом?
( Ответы детей: не рвать цветы, не собирать букеты, не плести венки, не топтать красивые цветы).
– А чтобы животным жилось спокойно, что надо сделать для этого?
( Ответы детей: не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. не обижать никого, даже самых маленьких жучков, червячков).
Правила в лесу
Чтобы не было пожара
Нельзя сжигать костры,
Погибнут от пожара
Деревья и кусты.
Нельзя в лесу у речки
Разбрасывать весь хлам.
Разжечь их лучше в печке
Удобней будет вам.
Нельзя шуметь, кричать,
Грибницы разрушать
И убивать всех птиц.
(особенно синиц).
Нельзя там правил нарушать
И насекомых там ловить,
Домой детёнышей не брать
И к птичьим гнёздам подходить.
Нельзя растений много рвать
И муравейник разорять.
Чтоб расцвело в лесу опять,
Нужно всё тут охранять.
В: Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красный цвет – сигнал о помощи. 1974 – год создания Красной книги нашей страны.
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
Так, скорее, над звёздною синью,
Чтоб жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
В: В нашем Алтайском крае есть растения и животные, нуждающиеся в охране. Назовите некоторые из них. (Ответы детей)
(Ребята исполняют песню «Просьба» на слова Р. Рождественского, музыка. А. Пахмутовой).
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Дети: Уберем черные пятна и с зеленой страницы. Лучше без них на зеленом поле живется всем растениям, животным, человеку!
В: Показав прекрасные знания в области охраны природы, ребята нашли пути спасения окружающей природы. Все страницы газеты «МЫ-ЗЕМЛЯНЕ!» ребята очистили от «грязных пятен». Человечек улыбается – ему хорошо в чистом мире, на чистой, красивой здоровой планете Земля. Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (Слайд 18).
Только доброе отношение людей ко всему живому помогут сохранить нашу планету чистой, красивой здоровой.
итог
В: Сегодня мы говорили о природе.
-Что такое природа?
-Что природа дает человеку?
-Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)
Своими рисунками, и фотографиями мы призываем всех беречь природу, Землю – наш общий дом.
В: Наша необычная газета «Мы-земляне!» закрывает свои страницы. Ваше доброе отношение ко всему живому, ваша грамотность, помогут сохранить нашу планету красивой, чистой и здоровой. В повести «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету».
Вывод: Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая на уроках, внеклассных мероприятиях, способствуют значительному повышению экологической культуры школьников. Дети станут намного добрее, проявляя заботу, внимание, сострадание ко всему живому.