Стадник Светлана
Мы в ответе за нашу планету. Экологическое воспитание детей
▼ Скачать
Мы в ответе за нашу планету.
Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой.
За каждую такую победу она мстит.
Любить и беречь природу может лишь тот,
Кто её знает, изучает, понимает.
Программа гармоничного развития личности в настоящее время требует от общеобразовательной школы такой подготовки обучающихся, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры.
Публикация «Мы в ответе за нашу планету, Экологическое воспитание детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планета Земля - наш дом
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ставим перед собой цель: Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности и отвечать современным требованиям, направленным на воспитание конкурентноспособной личности.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. И одним из главных направлений развития системы школьного образования стоит экологическое воспитание.
К сожалению, последние десятилетия человечество решало экономические проблемы, не задумываясь о последствии. Нерациональное использование природных богатств обернулось не только для нашего региона, но и для нашей страны экологической катастрофой. И эта проблема не оставила меня равнодушной.
Одной из самых волнующих проблем сегодняшнего времени является проблема загрязнения окружающей среды. Загрязнены: воздух, воды, почвы. Главные отравители атмосферы – промышленные предприятия, различные виды транспорта: железнодорожный, авиационный, морской, речной и авиатранспорт. К этому следует добавить большое количество вредных выбросов в атмосферу от работы сельскохозяйственной и военной техники.
На месте красивых и живописных ландшафтов вырастают горы из отходов горного производства. Они пылят, засоряют воздух - дожди и весенние ручьи уносят за собой опасные вещества в почву и водоёмы. Водоёмы страдают также от жилищно - коммунального хозяйства.
Растут и горы бытового мусора – это всё, что человек выбрасывает на планету в результате своей жизнедеятельности.
Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии но и способствовать формированию основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно – оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Современный человек должен обладать экологической грамотностью :
Способность оценивать последствия деятельности человека в природе.
Влияние факторов риска на здоровье человека.
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Формирование понятия о взаимосвязях в природе.
Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
Актуальность выбранной мною темы объясняется тем, что мы живём в самом центре России, на стыке двух частей света – Европы и Азии. Древние горы – наиболее яркая природная особенность региона, они создают неповторимый облик Урала.
Чудесные пейзажи, песчаные пляжи озёр, множество ягод, грибов, рыбы. Наш край славится не только курортами, здравницами, базами отдыха, но и богатством полезных ископаемых.
И я как учитель считаю своим долгом показать всю прелесть нашего края, необходимость сохранить и приумножить его богатства.
Обучающиеся должны знать, как велик и прекрасен наш край, какую пользу он приносит нашей стране, как богат и разнообразен животный и растительный мир. Они должны гордится, что являются маленькими жителями Южного Урала. И самое важное дети должны усвоить, что они в ответе за будущее нашего края, за маленький островок на нашей планете.
Теоретическая база опыта.
Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания (В. А. Сухомлинский) Ещё он размышлял о том, с чего необходимо начинать знакомство обучающихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать надо с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево.
Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Результаты его могут быть заметны через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования.
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый практический опыт, в последние несколько лет переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. Предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматриваются под различными программами.
Наша начальная школа учится по УМК «Школа России», куда входит учебный курс А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»
Курс «Мир вокруг» нас имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие раннее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно- развивающий характер.
Его цель- - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящего к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании обучающегося ценностно - окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно – научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных интересов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Технология опыта.
Для достижения поставленной цели – формирование экологических знаний на уроках окружающего мира и во внеурочное время, ставлю перед собой следующие задачи:
Обогащение кругозора, развитие наблюдательности, мышления учащихся.
Привитие бережного отношения и любви к природе.
Повышение экологической культуры учащихся.
Расширение экологических знаний.
Развитие потребностей гармоничного общения с природой.
Вооружение их знаниями бережного использования природных ресурсов.
Для реализации данных задач важным является выбор приёмов, методов и форм обучения.
Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и т. д.)
В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная, домашняя, внеклассная работа.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитывать все эти чувства в детях, я использую различные формы работы в этом направлении.
Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых учащиеся рисуют или что – то мастерят. На этих занятиях дети учатся видеть и изображать красоту природы.
Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают собственные рисунки: «Лето», «Осень», «Хорошее настроение», «Лебёдушка». (Приложение 1)
Аппликации: «Братья наши меньшие», «Земля – кормилица», «Плакали берёзки», «Бабочка» При выполнении аппликации из пластилина «Аквариум» ученики знакомятся с многообразием аквариумных, морских, речных рыб, учатся внимательно и бережно относится к миру живой природы. Отвечают на вопрос : «Почему может погибнуть рыба и как её спасти» (Приложение1)
Поделки из природных материалов: «Листопад в ладошках»
При работе по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных детьми был подготовлен проект «Ромашковое поле», собран материал об исчезающих животных и растениях, обсуждались истории правильного и неправильного поведения в природе.
На занятии по теме: «Природа просит защиты» дети приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
Путешествие в мир красоты - конкурс фотографий: «Мир глазами детей» (Приложение 2)
Представление природы как вдохновения поэтов, художников, писателей, музыкантов, развивать чувство прекрасного.
Обогащению кругозора, развитию познавательного интереса, наблюдательности, мышления, сообразительности учащихся способствуют загадки о природе, книжки-малышки, рефераты. (Приложение1)
Ведущей тенденцией занятий является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины)
Участие детей в выставках : «Мастерская Самоделкина», «Природа и фантазия»
Одна из форм работы – экологические чтения- это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений М. Пришвина, К. Паустовского, И. Акимушкина, В. Бианки и др.
Цель праздника «Синичкин день» - формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших»
Для развития творческих способностей учащихся был проведён конкурс чтецов под названием «Передай добро по кругу…» Эмблемой праздника стала русская красавица.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей средой, культуре поведения в ней. Обсуждение различных ситуаций, которые приводят детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы. (Почему медики всё чаще запрещают нам купаться в речках)
Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового материала («Экологический светофор», «Тайны лесной тропинки»)
Наблюдения детей за объектами и явлениями природы является важнейшим условием формирования экологической культуры.
Большой и разнообразный материал дают прогулки. Дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой.
Реализуя разнообразные формы деятельности можно добиться повышения эффективности экологического образования учащихся.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
- Ты береги, нас береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травке как слеза!
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
- Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
-Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
- Ты береги, нас береги!
Смотрю на глобус -
Шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
- Я сберегу вас, сберегу!