Наталья Трефилова
Мы сильны, когда мы вместе! Сотрудничество с родителями в этнокультурном образовании дошкольников. Удмуртия
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных целей МБДОУ №9 «Девятое королевство» при взаимодействии с семьёй является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс. В моей работе организация и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников осуществляется путё м:
• Привлечения родителей к проведению занятий
• Участия родителей в выставках семейного творчества, во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой
• Презентации семейных традиций
Публикация «Мы сильны, когда мы вместе! Сотрудничество с родителями в этнокультурном образовании дошкольников, Удмуртия» размещена в разделах
• Предоставления родителям альбомов с фотографиями, предметов быта, искусства (хранящиеся в семье, привезённых из путешествий,для демонстрации на тематических выставках в детском саду).
• Создании мини-музея,семейных коллекций в групповой комнате
• Проведения совместных прогулок и экскурсий
• Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
Удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как проведение фестивалей семейного творчества. Работа по подготовке семейных творческих номеров, костюмов, совместная деятельность в ходе проведения самого фестиваля оказывается целесообразной для установления партнёрских отношений родитель-педагог- ребёнок. В детском саду мы провели совместный творческий концерт «весёлый балаганчик», фестиваль семейного творчества «Моя семья», творческий фестиваль «Минута славы»(9 Мая, фестиваль семейных театров.
Но невозможно всех родителей заранее познакомить со сценарием. Как донести до каждого задачи,порядок, содержание планируемого мероприятия? Возникает необходимость всё изложить в письменном варианте.
Почему так важны для детей знания о своем городе, семье, экологии города? Дело в том, что мы, воспитатели, должны привить любовь к природе и истории родного края, представление причастности каждого человека к жизни семьи, знания об особенностях произведений народного искусства (игрушек, посуды) с самого детства.
Для того, чтобы ребята запомнили всё системно, мы разработали конспекты занятий, создали уголок «Я живу в Удмуртии». Разучивание стихов, частушек, народных игр.
Проведение занятия – путешествия, викторины, дидактических игр «Угадай, где я нахожусь?» «Герб города Ижевска», «Заколдованный город». Конструирование из строительного материала «Красивые дома моего города». Создали фотоальбомы «Путешествие по временам года», «Осенняя прогулка по городу». Фотовыставки «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Мои родители - труженики города». Провели экскурсию в музей имени М. Т. Калашникова.
Оформили выставку семейных работ «Природа нашего края».
Участвовали в выставке рисунков «Милая мамочка моя». Выставка рисунков «Ижевск глазами детей».
Открытое занятие «Мы в Удмуртии живём», «Символы Удмуртии».
Участвовали в пределах нашей группы «Звёздочки» в семейных проектах «Моё любимое животное». Конкурс чтецов «Поэтические ступеньки» (подбор стихов «Город Ижевск», «Детский сад», «Моя семья».
Как известно, Ижевск – это столица Удмуртии. Он образовался как город- завод.
Много сказочных мест в России,
Городов в России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Для меня нет прекрасней Ижевска,
Всё мне любо и дорого тут,
И знакомые ижевские улочки
Простотою своею влекут.
Как красив Ижевский пруд,
Отражаются в нём облака.
Не найти мне милее сторонки.
Не найти мне милее сторонки,
Не найти мне милей уголка,
Давайте поговорим о прошлом и настоящем Ижевска. Вы поиграете в народные игры, ответите на вопросы, покажете как умеете петь и танцевать. Дети распределяются на две команды «Знатоки» и «Грамотеи».
-Где мы с вами живём? (Город Ижевск).
-Какие организации есть в Ижевске? (УдГУ, ИжГСХА, училищ,церкви, много детских садов, больницы, школа искусств).Дети называют улицы нашего города.
Воспитатель показывает картинку с изображением герба Ижевска. Расскажите, что обозначают изображения на гербе нашего района. Ответы детей.
Бережно храним мы память о заслуженных людях- жителях нашего города и стараемся продолжать их добрые дела. Рассказываем о ветеранах войны, труда и спорта, о первых председателях совхоза, показывает их портреты. В наших местах всегда уважали трудолюбивых людей. Чем в давние времена занимались жители Ижевска? Мужчины пахали землю и сеяли хлеб, занимались охотой и рыбной ловлей, разводили коней. Женщины ухаживали за домашними животными, выращивали овощи. Дети помогали родителям в их труде).
Какую обувь носили местные жители (Лапти). Из шкурок каких животных шили верхнюю одежду и головные уборы? Вспомните, как называется утварь крестьянской крестьянской избы.
Не только трудом славились наши земляки. Любили они и повеселиться. На каких музыкальных инструментах играли наши горожане (гармошка, ложки). Развесёлый наш народ в праздник пляшет и поёт. Девочки исполняют танец «Ми –чебер нылъёс».
Славится наш Ижевск и песнями. Дети исполняют частушки.
Дети.
Вот ижевское село,
Ни мало, ни велико.
Народ дружно здесь живёт,
И танцует и поёт.
Первомайский сад хорош,
Лучше сада не найдёшь
Но дойти нам нелегко,
Очень уж он далеко.
Вот улица нагорная,
Широкая, просторная.
Савелюшке и Ритушке с рождения знакомая.
В старину во время престольных праздников в нашем селе проводились ярмарки. Крестьяне продавали то, что сами вырастили и произвели: зерно, овощи, сено, дёготь. Особенно славился конный базар. Все товары привозили город на телегах, запряжённых лошадьми. А на чём сейчас ездят жители нашего села? (На легковых и грузовых машинах, мотоциклах, автобусах).
Растёт наш город Ижевск. В старину оно было застроено избами, а сейчас каждый год появляются новые благоустроенные и красивые дома. Какие дома бы вы хотели построить для односельчан? Члены команд подходят к столам,на которых расставлены материалы для конструирования и аппликации. Дети строят дома, выполняют аппликацию «Улица нашего города». Улицы села украшают не только старинные и современные здания. Гордятся жители и зелёным нарядом улиц и его окрестностей. Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах? Проводится игра «Деревья нашего края». Воспитатель называет растения,дети хлопают в ладоши,если названное растение встречается в данной местности, топают.
Назовите животных, которые обитают в наших лесах. Члены команд поочерёдно называют животных- лось, кабан, волк, косуля, заяц, глухарь, тетерев, рябчик.
Умеют наши люди и трудиться, и веселиться. Давайте посмотрим на выступление наших юных артистов.
Дети в костюмах показывают инсценировку «Сельская жизнь». Звучит аудиозапись удмуртской народной мелодии. Бабушка прядёт шерсть, дедушка делает топорище. Входит соседка.
Бабушка: проходи,Ульяна! Давно не была,может ездила куда?
Ульяна: в городе у дочери гостила. На днях приехала, холодно стало. Дома-то печку топить некому.
Бабушка: А я вот шерсть пряду- носки деду надо связать.
Дедушка: Да, дел у нас много. Скотину надо кормить да доить. Сена на зиму заготовили-должно хватить. А вот дров маловато, а не беда: умелые руки не знают скуки.
Ульяна: И то верно: труд человека кормит, а лень портит.
Бабушка: откладывает в сторону прялку. Кончил дело, гуляй смело. Да, помню, как раньше пели, сидя у кудели, да и нынче поют и пляшут.
Не все мы в нашем Ижевске родились и выросли, но мы здесь живём и трудимся, растим детей. Пожелаем своему Ижевску и его жителям, большим и маленьким, достойного настоящего и будущего!
Детям и родителям вручается памятные медали и призы за участие в конкурсе «Ижевск мой родной».