Ольга Чичулина
Конспект занятия по расширению представлений об овощах и фруктах «Мы помогаем маме готовить»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Расширить, как о продуктах питания, учить узнавать их, готовить из них блюда.
2. Развивать, гармонизировать эмоциональную сферу детей. Дать основы самоанализа, знания об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).
3. Воспитывать познавательный интерес к занятию, трудолюбие, совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к родному человеку – Матери.
Методические приемы:
Беседа. Вопросы к детям. Дидактические игры. Физкультурная минутка. Рассказ. Подвижная игра. Сюрпризный момент. Чаепитие.
Словарная работа:
Публикация «Конспект занятия по расширению представлений об овощах и фруктах „Мы помогаем маме готовить“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Недуг, клубился, винегрет, обоняние, осязание.
Материал к занятию:
Натуральные фрукты и овощи (муляжи, два подноса, салаты.
Предварительная работа.
Изготовление необходимых атрибутов, приготовление салатов.
Ход занятия:
1. Повторение пройденного материала.
В. В детский сад пришла посылка от садовника деда Архипа. Давайте посмотрим, что там лежит.
Д/и «Что лежит в посылке?»
В. Что это? (показывает яблоко)
Д. Яблоко.
В. А это что?
Д. Картофель.
Воспитатель выкладывает на поднос натуральные фрукты и овощи.
В. Как одним словом можно назвать яблоко, грущу, сливу, и т. д.
Д. Фрукты.
В. Как одним словом можно назвать картофель, лук, чеснок и т. д.
Д. Овощи.
Д/и «Четвертый лишний».
Воспитатель выкладывает на поднос яблоко, апельсин, грушу, огурец.
В. Дети, что лишнее?
Д. Огурец.
Дети рассматривают плоды, а затем убирают лишний овощ или фрукт.
В. Дети, с помощью чего мы узнали, что огурец «четвертый» лишний?
Д. С помощью Глаз.
В. У каждого человека есть зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – это чувства, которые приходят на помощь в трудных ситуациях.
Зрение определяют глаза, слух – уши, обоняние – нос, осязание – руки.
В. Попробуем определить фрукт по запаху с завязанными глазами.
Воспитатель подносит к носу ребенка кусочек банана или апельсина.
Д. Это апельсин.
В. Как ты догадался? С помощью чего?
Д. По запаху. С помощью носа.
В. Нос – это обоняние!
Теперь узнаем фрукт или овощ по вкусу.
Дети закрывают глаза, и каждому дается кусочек какого-либо фрукта или овоща.
Д/и «Определи на вкус»
В. Что ты ел? Какой он на вкус? Что тебе в этом помогло?
Д. Лимон. На вкус он кислый. Я узнал о вкусе с помощью языка.
В. Язык – это вкус!
Подвижная игра «Садовник».
Воспитатель – садовник, дети – фрукты и овощи.
Садовник: Я садовником родился
На все фрукты рассердился
Кроме груши. Раз-два-три.
Груша: Ой.
С: Что с тобой.
Г: Заболела.
С: С кем дружить хотела?
Г: С апельсином.
(игра повторяется).
В. С кем захотела дружить груша?
Д. С апельсином.
В. Как вы это узнали?
Д. Мы услышали разговор.
В. С помощью чего вы услышали?
Д. С помощью речи.
В. Язык – это вкус!
Воспитатель просит кого-то из детей найти с закрытыми глазами на подносе плоды красного цвета. Дети затрудняются (мамы помогают).
В. О каких еще свойствах предметов мы можем узнать при помощи глаз? О форме, размере и качестве поверхности (гладкая, шершавая).
В.
- А о каких свойствах предмета можно узнать с помощью рук? О размере, форме, качестве поверхности, температуре (холодная, теплая, горячая).
- А о чем мы узнаем с помощью языка? (О вкусе.)
- С помощью носа? (О запахе.)
Попробуйте определить фрукт по запаху.
Ребенку и маме завязывают глаза и подносят к носу кусочек банана, апельсина.
Теперь узнайте по вкусу.
Дети закрывают глаза, и каждому дается кусочек какого-либо фрукта или овоща.
Игра «Поможем Маме»
А сейчас поможем маме приготовить щи и борщ.
Детей делят на две команды, и каждая с общего стола на свой переносит то, что, по их мнению, нужно для щей (l-я команда) и для борща (2-я команда).
2. Давайте вспомним стихотворение Ю. Тyвима (читает Мама):
Однажды хозяйка с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу! Ох!
- Как вы думаете, что собиралась она готовить из этих овощей?
А теперь мы попробуем салаты, которые принесли ваши мамы.
Игра «Какой салат»
Этот салат из капусты.
- Как он называется? (Капустный.)
- А из моркови, свеклы?
Мы с вами пробовали салаты из сырых овощей. Они очень полезны, в них много витаминов, необходимых для того, чтобы вы скорее выросли и были здоровыми.
А есть еще салат, который готовят из вареных овощей.
- Подумайте, что это? (Винегрет.)
Попробуйте. Сравните на вкус вареную и сырую свеклу и морковь.
Если уродился хороший урожай капусты и огурцов, то их заготовляют на зиму.
- Кто знает как? Их засаливают. Вот так.
Физкультурная минутка.
Мы капусту рубим, рубим (дети стучат ребрами ладоней по столу).
Мы капусту мнем, мнем (изображаем это действие).
Мы капусту солим, солим (тремя пальцами трем друг о друга).
Мы морковку трем, трем (изображаем эта действие).
А теперь попробуем. Пересолили? (изобразить мимикой).
- В каком салате, который вы пробовали, есть соленые огурцы?
- В какой суп их кладут?
Осенью много не только овощей. И чтобы сохранить яблоки, груши, сливы на зиму, люди делают… (компоты, варенье, соки).
- Как называется компот из яблок, груш, слив?
- как называется варенье из этих плодов?
- Соки из них же?
3. - А знаете ли вы, что очень давно, когда не было на свете даже ваших бабушек, в России картошка не была известна. Ее заменяла репа. Репу пекли в печке, варили.
Много употребляли лука. «Лук от семи недуг» - говорили в народе (недуг - болезнь).
- Как вы понимаете это выражение?
После занятия чаепитие с вареньем и пирогами (которые приготовили Мамы с детьми).
Прочитайте детям:
Я решил сварить компот
В мамин день рождения.
Взял изюм, орехи, мед,
Килограмм варенья.
Все в кастрюлю поместил.
Размешал, воды налил,
На плиту поставил
И огня прибавил.
Чтобы вышло повкуснее,
Ничего не пожалею.
Две морковки, лук, банан,
Огурец, муки стакан,
Половину сухаря
В мой компот добавил я.
Все кипело, пар клубился.
Наконец компот сварился!
Маме я отнес кастрюлю:
- С днем рождения, мамуля!
Мама очень удивилась,
3асмеялась, восхитилась.
Я налил компоту ей -
Пусть попробует скорей!
Мама выпила немножко
И … закашлялась в ладошку
А потом сказала грустно
Чудо – щи! Спасибо! Вкусно!
М. Дружинин.
Литература:
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации. – Москва «Балас», 2003.
2. Журнал. Дошкольное воспитание № 7, 2007.
3. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: Программа и методические рекомендации. Не-коммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финноугорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск 2007
4. Материал из опыта работы.