Татьяна Поклонская
Значение прогулки в жизни ребенка
▼ Скачать +Заказ
Прогулка – одно из важнейших оздоровительных мероприятий в детском саду, служащее для укрепления здоровья детей, полноценного физического развития. Игры на свежем воздухе оказывают положительное воздействие на формирующуюся детскую психику, нейтрализуют негативные эмоции.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет огромное значение. Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению выносливости и устойчивости ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Значение прогулки в жизни ребенка» размещена в разделах
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Игры очень эффективно проводить под музыкальное сопровождение, это улучшает настроение детей и вызывает положительный отклик, моментальное желание участвовать. В комплексе это способствует совершенствованию физического развития, улучшает сопротивляемость организма к вредным факторам.
Прогулка способствует всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке дети получают массу новых впечатлений и знаний об окружающем мире: о труде взрослых, об изменениях в природе, о птицах, прилетающих на участок и т. д. Наблюдения вызывают интерес и ряд вопросов, на которые дет с помощью воспитателя стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор.
Иногда родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.
Некоторым мамам и папам кажется, что на прогулке в осенне-зимний ребенок замерзнет и заболеет, а летом перегреется, и тоже будет ряд неприятных последствий. Однако дети среднего дошкольного возраста характеризуются большой двигательной активностью. Обучение двигательным действиям на прогулке идет рука об руку с опорой на мыслительные процессы, содействуя не только физическому, но и активному психическому развитию дошкольников.
На прогулке закладываются позитивные чувства по отношению к окружающей природе, животным, птицам и насекомым, открывается многообразие растительного мира, осознается значение природы в жизни человека. Общение с природой настраивает на ее сохранение, заботу и защиту.
Во время прогулки необходимо поощрять стремление детей к движению, умению ползать, прыгать, бегать, не наталкиваясь друг на друга, метать в цель предметы. Для этого в запасе имеется большое количество подвижных игр, а также игр с мячом и другими атрибутами. Один раз в неделю на прогулке проводится физкультурное занятие.
Общение с природой благотворно влияет на людей. Ребенок учится созерцать, любоваться, наблюдать за различными явлениями.
В любое время года воспитатель во время прогулки должен найти интересную и полезную работу. Например, осенью, можно с детьми сгребать листья граблями, собирать сухие веточки, мусор. Зимой на участке не обойтись без веселых катаний с горки. Вместе с детьми в холодные дни можно соорудить горку, поливая водой.
В конце прогулки рекомендуется проводить игры малой и средней подвижности (например, «Бывает–не бывает», «Тыква», «Раздувайся, пузырь» и др. Эти игры обеспечивают ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, способствуют снижению двигательной активности.
Таким образом, можно сделать вывод, что прогулка в любое время года повышает иммунитет и служит для профилактики простудных заболеваний; формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений; воспитывает положительное отношение к природе в целом; развивает способность производить анализ сезонных изменений в окружающем мире; закладывает основы экологических знаний, знакомство окружающим миром способствует воспитанию у детей любви к родному городу.
Общая продолжительность прогулки в детском саду составляет 3–4 часа в день.
Нужно отметить, что все дети индивидуальны, и несмотря на разнообразие игр и занятий на прогулке, некоторые не любят гулять. Возможно, родители таких детей сами не находят времени для прогулок с малышом. Поэтому задача воспитателя обсудить этот вопрос с родителями, и совместно с ними заинтересовать такого ребенка, уделить ему больше внимания и вызвать желание гулять, так как пренебрегать прогулками ни в коем случае нельзя. Очень приятно слышать, когда перед прогулкой ребята весело кричат: "Ура! Мы идем гулять!"