Получи документы

«Мы читаем А. С. Пушкина». Конспект занятия с детьми ТНР в подготовительной к школе группе

Татьяна Волкова
«Мы читаем А. С. Пушкина». Конспект занятия с детьми ТНР в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 6 «Ягодка» г. Ворсма.

Тема: «Мы читаем А. С. Пушкина».

Занятие с детьми ТНР в подготовительной к школе группе.

Образовательные задачи. Развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Пополнение экспрессивной речи прилагательными. совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежных конструкций, совершенствование навыка словообразования). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков составления, чтения и анализа предложений. Совершенствование умения выразительно декламировать стихи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков. Совершенствование умения перевоплощаться, импровизировать.

Развивающие задачи. развитие связной речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Оборудование. Наборное полотно, ковтограф, плоскостное изображение золотой рыбки со снимающимися чешуйками, плоскостные изображения для игры на ковтографе, карточки с «шифровками», резиновый мяч среднего размера, иллюстрации к сказке, атрибуты и элементы костюмов для игры -драматизации, поделки детей, аквариум с золотой рыбкой, конверты с пазлами по числу детей, контейнер с материалами для анализа предложений.

Предварительная работа. Беседа о творчестве А. С. Пушкина на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». Просмотр мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и о рыбке». Разучивание отрывков и ролей из «Сказки о рыбаке и рыбке». Подготовка к игре – драматизации. Изготовление поделок «Золотая рыбка» в совместной с родителями деятельности.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает пройти к столу, на котором стоит аквариум с золотой рыбкой.

Логопед. Как вы думаете, почему я принесла на занятие золотую рыбку?

Дети. Наверное мы будем говорить про «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Логопед. Правильно. Рассмотрите рыбку, которая приплыла к нам, и расскажите, какая она.

1-й ребенок. Золотая.

2-й ребенок. Блестящая.

3-й ребенок. Волшебная.

4-й ребенок. Красивая.

Логопед кладет на стол рядом с аквариумом поделки детей.

Логопед. А какие рыбки получились у вас? Как вы их украсили и почему? Расскажите.

1-й ребенок. Бабушка помогла мне вышить рыбку бисером для того, чтобы она была не простой, а золотой.

2-й ребенок. Мы с мамой наклеили вместо чешуек блестящие стразы для того, чтобы рыбка была волшебная.

О своих поделках рассказывают все присутствующие на занятиях дети. Логопед убирает поделки, накрывает тканью аквариум и предлагает детям занять места за столом.

2. Пазлы «Золотая рыбка» (12 – 16 частей).

Логопед помещает на наборное полотно иллюстрацию к сказке, раздает конверты с пазлами.

Логопед. Рассмотрите золотую рыбку на иллюстрации к сказке, достаньте пазлы из конвертов и составьте такие же картинки.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает работу детей. Дети складывают пазлы в конверты. Логопед убирает пособие.

3. Игра «Золотая рыбка».

Логопед помещает на стол большое плоскостное изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова (золотая, рыбка, живет, в, океане).

Логопед. А вот эта золотая, не простая рыбка приплыла к нам на занятие и принесла слова, из которых вы должны составить предложение. Аккуратно снимите по одной чешуйке.

Дети выполняют задание.

Логопед. Прочитайте слова.

Дети. Золотая, в, живет, рыбка, океане.

Логопед. Пройдите к наборному полотну, составьте и прочитайте предложение.

Дети. Золотая рыбка живет в океане.

Логопед. Хорошо. А теперь вернитесь за стол и составьте схему этого предложения.

Логопед ставит на стол контейнер с материалами для анализа предложений, а предложение с доски убирает. Дети выкладывают схемы. Логопед задает контрольные вопросы. Дети отвечают на них. Логопед убирает пособия.

4. Упражнение «Шифровки».

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением старика, старухи, слуг.

Логопед. Кого вы видите на этих картинках.

Дети. Это старик, старуха, слуги.

Логопед кладет на стол перед детьми три «шифровки».

Логопед. Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картинки.

Дети выполняют задание. Логопед задает контрольные вопросы.

Логопед. Как вы догадались, что это схема слова старуха?

А

1-й ребенок. В этом слове 7 букв и 7 звуков. Твердые согласные [с], [т],[р], [х] обозначены синими кружками.

Таким образом дети комментируют все три слова.

5. Беседа по «Сказке о рыбаке и рыбке».

логопед выставляет на мольберт иллюстрации к сказке.

Логопед. Давайте поговорим о сказке и ее героях. Отвечая на вопросы, старайтесь правильно произносить звуки, говорить красиво и выразительно. Кого вы видите на этой иллюстрации? Что они делают?

1-й ребенок. Мы видим старика и старуху. Старик воротился к старухе и видит, что она сидит у разбитого корыта.

Логопед. Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи?

2-й ребенок. Золотая рыбка наказала старуху, потому что старуха была жадной и злой.

Логопед. А каким был старик?

3-й ребенок. Старик был робким, тихим, покорным.

Логопед. Что сказала рыбка старику в последний раз?

4-й ребенок. Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Логопед. Вы ответили на все мои вопросы. Молодцы.

Логопед убирает иллюстрацию.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед берет мяч и предлагает детям пройти на ковер.

Логопед. Давайте еще вспомним о героях сказки и поиграем в игру «Скажи наоборот». Старик добрый, а старуха…

1-й ребенок. …злая.

Логопед. Старуха строптивая, а старик…

2-й ребенок. …покорный.

Логопед. Сначала море спокойное, а потом…

3-й ребенок. …бурное.

Логопед. Землянка была старая, а терем…

4-й ребенок….новый.

Логопед. Одежда у старика была бедной, а боярыни…

5-й ребенок. …богатой.

Логопед. Землянка была низкой, а терем…

6-й ребенок. …высоким.

Логопед. Хорошо, молодцы!

Логопед убирает мяч.

7. Игра-драматизация «У самого синего моря».

Логопед выносит элементы костюмов и атрибутов для игры-драматизации. Дети готовятся к игре.

Логопед. А теперь давайте представим, что вы оказались в «Сказке о рыбаке и о рыбке». Вы – герои сказки и поэтому должны говорить правильно и красиво.

Перед разбитым корытом сидит девочка в костюме старухи. В стороне стоит мальчик в костюме старика с сетью. Вперед выходит ребенок-ведущий. Девочка в костюме рыбки пока сидит на стульчике.

1-й ребенок (ведущий)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. Р

аз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

2-й ребенок (золотая рыбка)

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.»

1-й ребенок (ведущий)

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

3-й ребенок (старик).

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

1-й ребенок (ведущий)

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

3-й ребенок (старик).

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

1-й ребенок (ведущий)

Старика старуха забранила:

4-й ребенок (старуха)

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

1-й ребенок (ведущий)

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

2-й ребенок (золотая рыбка)

«Чего тебе надобно, старче?»

1-й ребенок (ведущий)

Ей с поклоном старик отвечает:

3-й ребенок (старик).

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

1-й ребенок (ведущий)

Отвечает золотая рыбка:

2-й ребенок (золотая рыбка)

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

1-й ребенок (ведущий)

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Дети кланяются. Логопед аплодирует им. Дети снимают костюмы.

8. Игра «В синем море-океане».

Логопед приглашает детей к ковтографу, на котором закреплены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки.

Логопед. Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает.

1-й ребенок. Золотая рыбка выплывает из раковины.

2-й ребенок. Золотая рыбка заплыла за камень.

3-й ребенок. Золотая рыбка выплыла из-за камня.

4-й ребенок. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.

9. Д. и. «Семейка слов».

Логопед приглашает детей на ковер и берет мяч.

Логопед. Последняя игра на сегодняшним занятии называется «Семейка слов». Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

Как назвать большую рыбу?

1-й ребенок. Рыбища.

Логопед. Как называют пирог с рыбой?

2-й ребенок. Рыбник.

Логопед. Как называется процесс ловли рыбы?

3-й ребенок. Рыбалка.

Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?

4-й ребенок. Рыболов.

Логопед. А по-другому?

5-й ребенок. Рыбак.

Логопед. Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху?

6-й ребенок. Рыбачка.

Логопед. Что делал старик на море?

1-й ребенок. Рыбачил.

Логопед. Как называется суп из рыбы?

2-й ребенок. Рыбный.

Логопед. Молодцы! Повторите все слова из одной семейки.

Дети. Рыбища, рыбник, рыбалка, рыболов, рыбак, рыбачка, рыбачил,

рыбный.

10. Окончание занятия. Логопед предлагает вспомнить, о чем они сегодня говорили на занятии, а потом оценивает их работу.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы сказки Пушкина читаем»Фотоотчет «Мы сказки Пушкина читаем» Наверное, трудно найти человека, который не знал бы произведений А. С. Пушкина. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зеленый,.

Фотоотчет о литературном празднике «Читаем Пушкина сегодня!»Фотоотчет о литературном празднике «Читаем Пушкина сегодня!» 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в России отмечается ежегодный Пушкинский день. Мы тоже не оставили без внимания.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ «Вальс осенних листьев» Коллективная работа по аппликации в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ с применением социо-игровых технологий: «Вальс осенних.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Мы читаем А. С. Пушкина». Конспект занятия с детьми ТНР в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 10:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы читаем А. С. Пушкина». Конспект занятия с детьми ТНР в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД