Ирина Красникова
Музыкотерапия в воспитании детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Интересным и перспективным направлением в воспитательно-педагогическом процессе является использование музыкотерапии на занятиях по ритмике в дошкольных учреждениях. Т. е. создание музыкального сопровождения, которое эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Это направление носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми.
Публикация «Музыкотерапия в воспитании детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Н. Ефименко в своей авторской программе обозначил несколько методических аспектов музыкотерапии в процессе двигательной деятельности детей дошкольного возраста :
- гармонизации степени возбуждения центральной нервной системы у детей :
а) Заторможенные малыши с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждаются в стимулирующей музыке, которая повышала бы генерацию возбуждения в коре головного мозга. Для таких детей рекомендуются произведения быстрого и очень быстрого темпа.
б) Возбужденные дети нуждаются в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным и медленным темпом, которые снижают общее гипервозбуждение. Это своего рода успокаивающая музыка.
в) Дистонический тип представлен детьми, у которых может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полной апатии. Таким детям требуется стабилизирующая музыка умеренного характера с одним уровнем громкости.
Такое деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую условно, т. к. очень многое зависит от конкретного состояния ребенка в конкретной ситуации. Музыкальное сопровождение должно адекватно отражать особенности двигательно-игровой деятельности детей и конкретного двигательного режима.
В начале любого занятия по двигательной активности музыка должна быть относительно тихой, спокойной, медленной, светлой с постепенным увеличением громкости, темпа, ритма и эмоциональной насыщенности. В конце занятия после интересной и эмоционально насыщенной деятельности, чтобы привести детей в стабильное психофизическое состояние, проводится музыкальная медитация.
Терапевтический эффект музыки может быть усилен, если применять оречевление, т. е. словесный комментарий, определяющий музыкальную композицию. Это позволяет вызвать у детей соответствующие ассоциации в конкретной двигательной ситуации.
Музыка по содержанию, темпу, форме должна соответствовать характеру движений. Тогда она будет способствовать формированию двигательных навыков, их совершенствованию. Вместе с тем нельзя допускать искажения музыкального произведения с целью сделать его более удобным для сопровождения того или иного движения.
Только научившись слушать музыку и воспроизводить в движении эмоциональное состояние, ребенок сможет понять и услышать свое тело. Благодаря этому он сможет передавать свое настроение через движение. Постепенно его движения станут «музыкальными» - даже в отсутствие музыкального сопровождения.
Рекомендуемая литература:
Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие. М., 2002.