римма парзян
Музыкотерапия для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Лёгкая мелодия – самый лучший утешитель для возбуждённой фантазии и лекарство для мозга».
В. Шекспир
В этом году я набрала детей младшего дошкольного возраста. В период адаптации я обратила внимание на то, что дети лучше идут на контакт, если присутствует музыкотерапия. Я стала целенаправленно внедрять данную методику в свою педагогическую деятельность, ведь музыкотерапия наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Публикация «Музыкотерапия для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.
Важными для детей являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей моторики и артикуляционной моторики.
При использовании музыкотерапии в работе с детьми следует придерживаться следующих правил:
1) использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
Большинство из нас являются меломанами или хотя бы иногда слушают музыку. Но никто не задумывается, что музыкальные произведения могут влиять на развитие ребенка, а иногда даже лечить.
И так, начнём с того, что во время занятий по рисованию я внедрила музыкальное сопровождение и дети стали более спокойны, уравновешенны, с энтузиазмом рисовали весенний пейзаж, представляя себя на той самой весенней полянке, слыша красивую мелодию капели.
На занятиях по развитию речи мы прослушивали аудио запись сказки и дети стали обсуждать содержание, а так же распределили роли и старались подражать интонации героев.
С большой радостью дети делают утреннюю зарядку под музыкальное сопровождение, слыша знакомые песенки и подпевая им.
Огромную роль играет музыкотерапия в театрализованной деятельности. Дети с большим удовольствием принимают участие в постановке русских народных сказок.
При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или активизации эмоциональной сферы личности ребёнка прослушиваем музыку для релаксации.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, и приятного погружения в дневной сон включаем для прослушивания мелодичную классическую и современно-релаксирующую музыку, наполненной звуками природы (звуков моря, леса, журчание ручейков, пение птиц). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются и засыпают.
Уделяем особое внимание музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Также, музыкальное сопровождение присутствует при проведении комплекса гимнастик после сна.
Использование в своей работе слушания правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой помогает повысить иммунитет детей, снять напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстановить спокойное дыхание.
Хочется сделать вывод, что музыка очень широко влияет на организм ребёнка. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества детей, наполнять жизнь радостными и яркими впечатлениями. Таким образом, музыкотерапия – это действенный метод регуляции эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.